Развитие памяти у дошкольников

30 октября 2018

 Развитие памяти у дошкольников

     Память - это психический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Она является одним из условий для развития интеллектуальных способностей. Память не дана ребенку в готовом виде.      Она складывается и изменяется по мере развития, под влиянием условий жизни, воспитания и обучения.

       В зависимости от вида включенных в процессы памяти анализаторов, сенсорных систем и подкорковых образований мозга память подразделяют на: образную (зрительную,  слуховую,  вкусовую, обонятельную, тактильную), двигательную, эмоциональную и словесно-логическую.

     В дошкольном возрасте ребенок мыслит образами, поэтому, чтобы лучше запомнить, ему надо увидеть, услышать,  потрогать, обследовать. Чем больше видов памяти задействовано при запоминании, тем легче дошкольнику запомнить информацию. Другими словами, чтобы ребенок запомнил сказку, ее надо послушать, посмотреть, нарисовать, проиграть.  Малышу необходимо опираться на свой чувственный опыт – он должен прожить, прочувствовать ситуацию. Ему будет трудно запомнить то, что неинтересно. А интерес у ребенка возникает в игре.

     Представленные ниже игры и упражнения помогут развитию разных видов памяти у детей дошкольного возраста:

 

Репка

Для этой игры понадобятся настольный театр или вырезанные из бумаги фигурки. Взрослый выставляет персонажей сказки «Репка» и спрашивает: «Из какой сказки эти герои? Правильно ли они стоят? Расскажи, кто за кем должен стоять? А теперь расставь фигурки правильно».

 

Вспоминалки

Всегда проводите беседу после просмотра детских фильмов, передач, мультфильмов. Спрашивайте ребенка, что ему понравилось, что не понравилось, что запомнилось. Делитесь своими впечатлениями. Кто больше вспомнит, тот и победил.

Увеличивайте время после просмотра мультфильма, чтения рассказа или сказки, вспоминая их на следующий день. В такую игру можно играть в любое время, когда вам надо занять малыша, в дороге, в очереди.

 

Как прошел день? 

Предложите вечером ребенку вспомнить, что он делал в течение дня. За каждый ответ он получает фишку (пуговицу, игрушку и т. д.). Чем больше фишек, тем лучше. Спрашивайте малыша, что он делал утром, днем. Следите за тем, чтобы рассказ  был последовательным, чтобы дошкольник не перескакивал с одного события на другое.

После рассказа спросите ребенка: «Что было интересного сегодня, что понравилось больше всего?».

Какой игрушки не хватает?

Поставьте перед ребенком на 1 минуту 4 - 6 игрушек, затем попросите его отвернуться и уберите одну игрушку. Вопрос к ребенку: «Какой игрушки не хватает?»

Игру можно усложнить, увеличив количество игрушек, или ничего не убирать, а только менять игрушки местами.

Игра может восприниматься ребенком, как новая, если взять другие игрушки.

 

Повтори ритм

Прохлопайте в ладоши определённый ритм и предложите ребёнку повторить за вами. Простучите ритм палочкой по столу, по барабану, по кастрюле или по банке.  Для трёхлетнего малыша в ритме должно быть не больше 5 - 6-ти ударов. По мере освоения игры ритмы можно постепенно усложнять. Игра развивает слуховое внимание и память.

 

Супермаркет

Взрослый предлагает поиграть в магазин. Он отправляет ребенка за покупками и просит его запомнить все, что нужно купить. Начинать можно с двух предметов, увеличивая их количество до 4-5.

 

Каждой вещи - своё место

Привлеките ребенка к уборке. Пусть он скажет, где лежит та или другая вещь - полотенце, книга и т. д. Если он правильно ответил - значит, победил. В результате -  и дома чисто, и ребенок доволен, и память упражняется.

 

Вспоминай и показывай

Игры такого плана формируют двигательную и образную память. Предложите дошкольнику вспомнить и показать движения знакомых людей, животных. Сделайте вид, что не догадываетесь, кого изображает малыш, побуждая ребенка к новым идеям.

Мультфильм

У каждого малыша есть любимый мультфильм, который он видел не единожды. Пусть ребенок посмотрит фильм еще раз. После просмотра включите мультик без звука и попросите озвучить. Для эффективности занятия пусть малыш кратко перескажет сюжет. Такие игры формируют долговременную память и речь дошкольников.

Учитель-логопед Кривенко Т.В.

 


Нравится
Специалист: учитель-логопед Кривенко Т.В.
Россия, Таганрог, ул. Чехова, 339-3
Специалист: учитель-логопед Кривенко Т.В.
+7 (8634) 33-17-04
+7 (8634) 380-375 sad95.virtualtaganrog.ru
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!