Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ посредством изодеятельности и создания развивающей среды в группе

30 марта 2017

 КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов

 ТЕМА: Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ посредством изодеятельности и создания развивающей среды в группе.

 Направленность: рекомендации.

Целевая аудитория: воспитатели.   Подготовила воспитатель Воронкова И.В.

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели .Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства  даёт  возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок .Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией».

Побуждать пальчики работать — одна из важнейших задач .Так развивается мелкая моторика Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность малышей, делает ее более увлекательной и интересной. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребёнка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно- двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине  предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу .Поэтому я считаю что надо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи: во-первых косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения  пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит  работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Я считаю очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребёнком практического опыта, развивать навыки ручной умелости ,формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.  При специальной организации обучения  нетрадиционной изобразительной деятельности у дошкольников  быстрее будет развиваться мелкая моторика. При организации занятий изобразительной деятельности определенными условиями являются: 1. Создание развивающей среды.2. Подбор специальных методов.3. Отбор наиболее эффективных приемов.

     Необходимо активизировать активные и пассивные движения пальцев рук, научить детей формировать положительный настрой на занятиях, проявлять эмоциональное отношение к результату своей деятельности. Сформировать умение выполнять задание по образцу, развить умение ориентироваться на плоскости ,активизировать словарь.  Сформировать у детей зрительно-двигательную координацию. и ловкость пальцев. Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развить зрительное внимание и пространственную ориентацию .Научит понимать и выполнять инструкции.    Отсюда следующие задачи: Развить умения производить точные движения кистью и пальцами рук. Развить  способности  координированной работу рук со зрительным восприятием. Развить творческой активности, фантазии. Развивать память, внимание, творческое  воображение, мышление, речь, глазомер, познавательный интерес.. Обучать ловкости в обращении с  различным материалом ,тренировать мышцы рук детей. Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.

Таким образом, нетрадиционные способы изобразительной деятельности способствуют развитию у детей творчества, воспитанию художественного вкуса, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение. Современные психолого-педагогические исследования показывают, что изодеятельность является важным фактором развития личности ребенка. Она представляет большие возможности для умственного, эмоционально-эстетического, графо-моторного и волевого развития, для совершенствования всех психических функций, осуществления коррекции двигательных навыков и  пространственной организации .Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества. В процессе работы, моей основной задачей стало – подвести ребёнка к самостоятельному поиску и выбору способов и средств выразительного воплощения в работе своего замысла, своих чувств и переживаний при помощи разнообразных художественных материалов. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании разных работ.Однако важно помнить, что чувство прекрасного может быть сформировано лишь в том случае, когда красота предмета или явления предстанет перед детьми в силу их конкретного, образного мышления в конкретном выражении. Поэтому в процессе работы  с детьми и разговора с ними о том, что они сделали, воспитателю важно наполнить слово «красивое» конкретным содержанием, показать, что делает предмет, явление красивым.

Опыт моей работы показывает, что  в образовательных учреждениях можно и нужно уделять большое внимание нетрадиционной изодеятельности. Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Но, учитывая  огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно  стандартного  набора изобразительных материалов  и традиционных  способов  передачи полученной информации. И ведь изначально  всякое детское  художество сводится не к тому, что рисовать, а на чем  и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. Моя  задача – научить детей манипулировать  с разнообразными  по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные  способы изображения. Такое  нестандартное решение  развивает детскую фантазию, воображение, снимает  отрицательные  эмоции. Это свободный  творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов. Проведение  таких занятий способствует  снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии  с самим собой и окружающим  миром, подарят  детям новую  широкую  гамму ощущений, которые станут  богаче, полнее и ярче.  

Работа с родителями - одно из важнейших направлений в нашей работе, по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев и подготовки руки к письму.

Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Одним из эффективных средств знакомства родителей с особенностью развития мелкой моторики является их участие в вечернее время, где они могут познакомиться с методом и приемами работы. Родители отмечают, что совместные занятия способствуют улучшению отношений с ребенком, а после нескольких месяцев работы родители начинают более добросовестно относиться к выполнению детьми домашнего задания и моих  рекомендаций. Так как родители не всегда понимают важность художественного творчества и не владеют приёмами обучения я провожу с ними консультации и беседы.  Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей  когда видят на выставке детские работы. Одни родители удивлены и восхищены ,другие начинают критиковать своего ребёнка ,с такими родителями приходится проводить индивидуальные беседы .

В двигательной области коры головного мозга проекция кисти руки огромна по отношению к проекции других частей тела. К тому же она чрезвычайно близка к речевой моторной зоне (зоне Брока). Ещё раз хочется подчеркнуть, что тренировка движений пальцев является стимулом для развития речи ребёнка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом.. Занятия нетрадиционной изодеятельностью позволяют развивать память и фантазию, повышает интерес детей к учебным мероприятиям. Мелкая моторика в жизни и деятельности, выполняет много разных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности. Проведенная исследовательская работа на констатирующем этапе эксперимента показала, что у детей поступающих в детский сад страдает развитие мелкой моторики, но не у всех детей одинаково. Многие дети не в состоянии активно переключать внимание, другие наоборот имеют относительно высокую устойчивость и концентрацию. Основная задача занятий нетрадиционной изодеятельностью состояла в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук. Достигнуть этого можно лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простого, к более сложным заданиям.

 


Нравится
Другие новости этой организации:

2 младшая «Колобок»
Россия, Таганрог, пер. Смирновский, 30
2 младшая «Колобок»
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!