Психолого-педагогическое сопровождение адаптационного процесса

2 декабря 2018

 «Психолого-педагогическое сопровождение адаптационного процесса»

Ранний дошкольный возраст – этап формирования целого комплекса свойств, умений, качеств личности ребенка.

Очень важно в этот период не помешать развитию таких качеств как самостоятельность, инициативность, стремление к познанию, любовь к игре, к творчеству и, наоборот, во время отследить и не дать ход формированию таких сторон характера как жесткость, манипулирование, вседозволенность, стремление навредить. Поэтому целью педагога-психолога в период адаптации является способствование созданию условий для полноценного развития поступивших в детский сад детей. Достижение цели происходит посредством решения таких задач как: снятие напряжения у детей в первые дни пребывания в детском саду; формирование понимания сложившейся ситуации и установленных в группе правил; создание доброжелательной комфортной атмосферы; поддержка инициативности, решительности, стремления быть самостоятельным и творчески проявлять себя; бережное отношение к искреннему выражению чувств, открытости, доверчивости ребенка;  развитие коммуникативности и познавательного интереса. Для решения поставленных задач могут использоваться совместные игры, просмотр мультфильмов, гимнастика, танцы с музыкой и т.д.

Основная тяжесть адаптационного процесса представляет собой отсутствие правильной подготовки поступающих в детский сад детей со стороны их родителей. А именно – отсутствие адекватных объяснений причин, по которым ребенка начинают водить в детский сад и по которым в его жизни происходит такая резкая и кардинальная перемена в распорядке дня. В основном дети испытывают колоссальный стресс от непонимания того, что с ними происходит – рано утром, без вразумительных объяснений, их ведут в какое-то непонятное для них, огромное учреждение, в котором их оставляют незнакомым людям, и самое непонятное для них во всем этом – зачем это происходит, кому это нужно, какой в этом смысл, да и вообще, возникает вопрос – не бросили ли их здесь навсегда?

Хорошо, если родители честно объяснили ребенку происходящую ситуацию, что он уже стал большим и способен какое-то время обходиться без родителей, посещать детский сад и тем самым дать им возможность ходить на работу, осуществлять домашние хлопоты, да и просто отдыхать. А в это время в детском саду он может учиться чему-то новому, развиваться, становится взрослее, общаться. Имея это понимание, ребенок гораздо легче адаптируется, нежели тот, которого привели и оставили, ничего объясняя или солгав по принципу: «Теперь это твоя работа», или еще хуже: «За плохое поведение».

Поэтому в адаптационный период задача психолога в первую очередь заключается в разрешении проблемы непонимания ребенком происходящей вокруг него ситуации. Когда напряжение снято и шок сменился на трезвую оценку своего положения, психолог помогает ребенку наладить коммуникативные связи с детьми и взрослыми посредством личного общения в игровой и познавательной деятельности, а также понять для чего существуют установленные правила и требования дисциплины. В процессе общения ребенку прививаются принятые в обществе формы взаимодействия через прямые объяснения и личный пример. Когда дети обретают уверенность в себе, понимают, как себя вести в данном обществе и обладают достаточным выбором поведенческих линий в соответствии с конкретной ситуацией, помощь психолога переходит из активной и направляющей формы в координирующую и менее активную. Далее периодически осуществляется контроль эмоционального фона в группе в целом и в частности, продолжается взаимодействие с детьми с целью психологической поддержки и развития коммуникативной сферы.

Материал подготовил Ю.С. Перегудова,

педагог-психолог д/с №92


Нравится
Специалист: педагог-психолог
Россия, Таганрог, ул. Поселковая, 58
Специалист: педагог-психолог
+7 (8634) 60-26-57, бухгалтерия +7 (8634) 60-25-23
+7 (8634) 60-26-57 sad92.virtualtaganrog.ru
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!