Рекомендации родителям педагога-психолога. Психологические сказки для детей

11 мая 2020

Это особый род сказок. Они нужны не только детям, имеющим психологические трудности, но и всем детям. Это сказки для профилактики. Это сказки не только по возрасту. Но и на вырост. Если Вы читаете такие сказки своему ребенку, они рождают у ребенка ощущение, что вы его понимаете, что вас интересуют его проблемы, что вы «не стоите в стороне», а готовы оказать посильную помощь. Часто реакция ребенка на эти истории может оказаться для него «единственным способом, которым он «откроет» вам свою душу, расскажет о своих трудностях».

 

Психологические сказки – это «помогающие» истории, они дарят «механизм самопомощи». Они представляют детям россыпи возможных вариантов выхода из сложных жизненных ситуаций. Они показывают детям, что выход есть всегда, надо только внимательно посмотреть, поискать – и окончание обязательно будет счастливым.
 
 
КАК КЕНГУРЕНЫШ СТАЛ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ
 
Возраст: 2-5 лет. Направленность: страх расставания с мамой, переживания, тревога, связанные с одиночеством. Ключевая фраза: «Не уходи, я боюсь один».
Жила-была большая мама Кенгуру. И однажды она стала самой счастливой Кенгуру на свете, потому что у нее родился маленький Кенгуреныш. Поначалу Кенгуреныш был очень слабеньким, и мама  носила его в своей сумочке на животе. Там, в этой маминой сумочке, Кенгуренышу было очень уютно и совсем не страшно. Когда Кенгуреныш хотел пить, мама поила его вкусным молоком, а когда хотел поесть, мама-Кенгуру кормила его кашкой с ложечки. Потом Кенгуреныш засыпал , и мама могла в это время убираться в доме или готовить еду.
Но иногда маленький Кенгуреныш просыпался и не видел рядом мамы. Тогда он начинал очень громко плакать и кричать до тех пор, пока мама не приходила к нему и не клала его опять в свою сумочку. Однажды, когда Кенгуреныш вновь заплакал, мама попыталась положить его в свою сумочку; но в сумочке оказалось очень тесно и ножки Кенгуреныша не помещались. Кенгуреныш испугался и заплакал еще сильнее: он очень боялся, что теперь мама уйдет и оставит его одного. Тогда Кенгуреныш изо всех сил сдался, поджал коленки и пролез в сумочку.
Вечером они с мамой пошли в гости. В гостях были еще дети, они играли и веселились, звали Кенгуреныша к себе, но он боялся уходить от мамы и поэтому, хотя ему и хотелось пойти поиграть со всеми, он все-таки просидел все время в маминой сумочке. Весь вечер к ним с мамой подходили взрослые дяди и тети и спрашивали, почему такой большой Кенгуреныш боится оставить маму и пойти играть с другими ребятами. Тогда Кенгуреныш совсем испугался и спрятался в сумочку так, что даже головы не было видно.
Днем за днем в маминой сумочке становилось все теснее и неудобнее. Кенгуренышу хотелось побегать по зеленой полянке возле дома, построить куличики из песка, поиграть с соседскими мальчишками и девчонками, но так страшно было уходить от мамы, поэтому большая мама-Кенгуру не могла оставить Кенгуреныша и сидела с ним все время.
Однажды утром мама-Кенгуру ушла в магазин. Кенгуреныш проснулся, увидел, что он один, и заплакал. Так он плакал и плакал, а мама все не приходила. Вдруг в окно Кенгуреныш увидел соседских мальчиков, которые играли в салки. Они бегали, догоняли друг друга и смеялись. Им было очень весело. Кенгуреныш перестал плакать и решил, что он тоже сможет сам, без мамы умыться, одеться и пойти к ребятам. Так он и сделал. Ребята с радостью приняли его к себе в игру, и он бегал и прыгал вместе со всеми. А вскоре пришла мама и похвалила его, что он такой смелый и самостоятельный. 
Теперь мама может каждое утро ходить на работу и в магазин – ведь Кенгуреныш уже совсем не боится оставаться один, без мамы. Он знает, что днем мама должна быть на работе, а вечером она обязательно придет домой, к своему любимому Кенгуренышу.
Вопросы для обсуждения: Чего боялся Кенгуренок? Ты боялся того же? Почему теперь Кенгуренок не боится остаться один, без мамы?
 
СКАЗКА ПРО МАЛЕНЬКИЙ ЖЕЛТЫЙ АВТОБУС
 (обрести уверенность в себе)
 
Возраст: 3-4 года. Направленность: неуверенность в себе, тревожность, потребность в осознании себя, в самостоятельных действиях. Ключевая фраза: «Я никому не нужен».
Жил на свете маленький жёлтый автобус. Был он совсем-совсем как большой: и дверцы у него были, чтоб заходить, и окошки, чтобы в них смотреть, и колёса, чтоб быстро ехать, только не было у него пассажиров. А автобусу этому очень-очень хотелось людей, пассажиров возить. «Все автобусы пассажиров возят, и я могу», - подумал маленький жёлтый автобус и поехал на остановку. К остановке подходили большие автобусы, в них садились люди и уезжали, куда кому было нужно. 
Маленький жёлтый автобус подкатил к остановке и распахнул свои двери. Он сказал: «Би-би! Садитесь, люди, я вас покатаю». Подошёл к жёлтому автобусу один дядя, хотел сесть в автобус, а не получается. Автобус маленький, а дядя большой. Подошла к автобусу тётя, но тоже не смогла войти в его дверь: уж больно дверь маленькая. Подошёл маленький мальчик, и так попробовал, и сяк попробовал - ничего не выходит. Только ножка в дверь пролезла, а сам он никак в автобусе не помещается. А тут его мама позвала. Махнул мальчик рукой и пошёл в большой автобус садиться.
Так и остался маленький жёлтый автобус стоять на остановке один-одинёшенек. Грустно ему стало, даже слёзы в фарах заблестели («фары» – это глазки автобусов ими он освещает дорогу).
А в это время мимо проходила девочка Арина. Хорошенькая девочка в жёлтом комбинезончике, в сапожках с солнышками, за ручку с мамой. Увидела она маленький автобус и подошла к нему.
- Ты чего грустишь, маленький жёлтый автобус? - спросила Арина.
А автобус ей и отвечает:
- Хотел я людей возить, как большие автобусы, а ничего у меня не получается. Никто не может в мою дверь войти, на сиденье сесть, в окошко поглядеть, уж больно я маленький. Никому я не пригожусь, - вздохнул жёлтый автобус и чуть не заплакал.
- Не плачь, - сказала девочка Арина и погладила маленький автобус по жёлтой крыше. Я знаю, как тебе помочь.
Обрадовался маленький автобус, закрутил всеми колёсами и поехал вслед за Ариной. Вот пришли они домой. Арина разулась, автобус вытер колесики о половичок, и отправились они в тот уголок, где жили Аринины игрушки.
Достала Арина маленькую собачку:
- Хочешь в автобусе прокатиться?
- Гав! - сказала собачка.
Открыл маленький автобус маленькие дверцы, собачка запрыгнула внутрь и села на первое сиденье. Потом в автобус сели две куколки, Маша и Миша, потом весёлый динозаврик, потом... (называйте любимые игрушки своего малыша).
Автобус обрадовался, дал сигнал: «Би-би! Спасибо, девочка Арина», и мотор его заработал (изобразите как). Закрутились его колёса. Весёлый маленький жёлтый автобус поехал катать своих пассажиров.
Вопросы для обсуждения: Почему маленький автобус загрустил? Кто ему помог? Почему автобус стал снова радостным?
 
СЛУЧАЙ В ЛЕСУ
 
Возраст: 3-6 лет. Направленность: неуверенность в себе, тревожность, страх самостоятельных действий. Ключевая фраза: «У меня не выйдет!»
В одном лесу жил маленький Зайчонок. Больше всего на свете ему хотелось быть сильным, смелым и сделать что-нибудь доброе, полезное для окружающих. Но на деле у него никогда ничего не получалось. Он всего боялся и не верил в себя. Поэтому все в лесу прозвали его «Зайчишка-трусишка». От этого ему становилось грустно, обидно, и он часто плакал, когда оставался один.
Был у него один-единственный друг Барсучонок. И вот, как-то раз они вдвоем отправились играть к реке. Больше всего им нравилось догонять друг друга, бегая через небольшой деревянный мостик. Первым догонял Зайчонок. Но когда Барсучонок пробегал по мосту, одна доска вдруг сломалась, и он упал в реку. Барсучонок не умел плавать и стал барахтаться в воде, прося о помощи.
А Зайчонок, хотя и умел немного плавать, но очень испугался. Он бегал по берегу и звал на помощь, надеясь, что кто-нибудь услышит и спасет Барсучонка. Но никого поблизости не было. И тогда Зайчонок понял, что только он может спасти своего друга. Он сказал себе: «Я ничего не боюсь, я умею плавать и спасу Барсучонка!» Не думая об опасности, он бросился в воду и поплыл, а потом вытащил своего друга на берег. Барсучонок был спасен!
Когда они вернулись домой и рассказали про случай на реке, никто сначала не мог поверить, что Зайчонок спас своего друга. Когда же звери убедились в этом, то стали хвалить Зайчонка, говорить, какой он смелый и добрый, а потом устроили большой веселый праздник в его честь. Этот день для Зайчонка стал самым счастливым. Все гордились им, и он сам гордился собой, потому что поверил в свои силы, в то, что способен делать доброе и полезное.
Он на всю жизнь запомнил одно очень важное и полезное правило: «Верь в себя и всегда и во всем полагайся только на свои силы!» И с тех пор больше никто и никогда не дразнил его трусишкой!
Вопросы для обсуждения: Почему Зайчонку было плохо и грустно? Какое правило запомнил Зайчонок? Согласен ли ты с ним?
 
РЫЦАРЬ И ТЕМНОТА.
Возраст: 6-10 лет. Направленность: Страх темноты. Тревожность, общая боязливость.
Ключевая фраза: «В темноте живет страшный …!» 
 
Жил на свете Рыцарь с собачкою своей,
На солнечной полянке всегда играл он с ней.
Они давно дружили, и знали все вокруг
О том, что Жужа лучший у Рыцаря был друг.
Везде, всегда и всюду их видели вдвоем,
Друг другу помогали они всегда во всем. 
А жили они в замке на солнечном холме,
Поэтому никто там не знал о Темноте. 
Ведь днем светило солнце, а ночью свет луны.
И в городских оконцах всегда цветы цвели.  
Однако каждый в замке с рожденья знал о том,
Что есть одна загадка в пещере под холмом. 
Что в той пещере, в гроте (в народе слух ходил),
В покрытом мхом болоте жил страшный Крокодил. 
И каждый, кто пытался хоть раз пойти туда,
Уже не возвращался обратно никогда.
Но вот однажды Жужа, играя с мотыльком,
Случайно забежала в тот грот, что под холмом.  
Заплакал бедный Рыцарь: он друга потерял!
Весь день и даже ночью собачку он искал. 
Он обошел весь замок, но Жужу не нашел.
Никто при этом в замке на помощь не пришел, 
Никто не соглашался спуститься с ним с холма:
Все люди говорили, что их проглотит тьма.
Все головой качали, на рыцаря смотря,
Ему в ответ бросали: «Туда идешь ты зря. 
Давно твою собачку, наверно, проглотил
Тот темный повелитель – ужасный крокодил».
И как не умолял он их в пещеру с ним пойти,
Никто из них не думал помочь ему в пути. 
Пугала неизвестность и слово «Темнота»,
Которую не видел никто и никогда. 
И вот, когда наш Рыцарь надежду потерял,
Волшебник, живший в замке, его к себе позвал. 
Сказал ему Волшебник: «Чтоб друга отыскать
Не должен ты, мой мальчик, людей на помощь звать. 
Лишь только сам отыщешь ты друга своего.
При этом ты не должен бояться ничего. 
А если побоишься ты страшной Темноты,
То знай: нигде на свете не сыщешь друга ты». 
Послушавшись совета, не стал наш Рыцарь ждать
И в темную пещеру отправился искать. 
Был полон разных звуков ужасный этот грот,
И Рыцарь сразу вспомнил, что говорил народ. 
Повсюду паутина цеплялась за него,
И было совершенно не видно ничего.
Он шел и спотыкался, колени все разбил,
Везде ему мерещился огромный Крокодил. 
Хотел вернуться Рыцарь, он убежать хотел,
Но бросить друга в гроте наш Рыцарь не сумел. 
И вдруг из полумрака, как чудо впереди
Увидел бедный Рыцарь прекрасные огни. 
Он подошел поближе – и прямо перед ним
Возник прекрасный замок с названьем «ТЕМНОРИМ».
Неведомые птицы кружили в вышине,
Росли грибы-гиганты, огромны в ширине. 
Там не было болота, кругом цветы цвели
Необычайно новой, неведомой красы. 
А на большой поляне наш Рыцарь увидал,
Как Крокодил с Собачкой под ручку танцевал. 
Обрадовалась Жужа, что друг ее нашел,
Что он сквозь мрак и ужас за нею в грот пошел. 
Затем она сказала о том, что Крокодил
Не страшный, не ужасный – он просто здесь один. 
Ведь люди все бояться в тот грот к нему идти,
Хотя так много нового могли бы здесь найти.
А Крокодил не может свой замок оставлять,
Ведь должен, по преданью, его он охранять. 
Тогда наш Рыцарь понял: на свете всех страшней
Не темнота, не холод, а нет когда друзей! 
И с той поры с Собачкой в пещеру он ходил.
И очень счастлив, радостен был этот Крокодил.
Сильнее становилась их дружба с каждым днем.
И даже когда Рыцарь стал главным Королем, 
Без страха с верным другом он заходил в тот грот,
Но до конца не понял их дружбы тот народ. 
Вопросы для обсуждения: Чего боялись люди в Темноте? Что стало причиной того, что Рыцарь отправился в путь? Было страшно Рыцарю? Почему он не повернул назад? Какой оказалась «страшная» Темнота? Что помогло Рыцарю увидеть, что Темнота не такая страшная, как казалась? 
 
КОРАБЛИК
 
Возраст: 6-9 лет. Направленность: нежелание учиться. Негативное, отрицательное отношение к учебе. Непонимание смысла учебы. Ключевая фраза: «Не хочу учиться!»
Жил-был маленький глупенький Кораблик. Он все время стоял в гавани и никогда не выходил в море. Кораблик лишь наблюдал за другими кораблями, как они покидали гавань и уходили в бескрайнюю даль, туда, где сливается небо с горизонтом. У каждого корабля был свой путь, они много знали и хорошо умели ориентироваться в бескрайних просторах. А потом, когда странники возвращались, их радостно приветствовали люди, а наш маленький Кораблик лишь с грустью наблюдал за ними.
Хотя он и был смелым и не боялся бури, но он страшно не хотел учиться. Поэтому он мог заблудиться в далеком море. И вот однажды, насмотревшись на другие корабли, Кораблик решил: «Подумаешь, зачем мне много знать, ведь я смелый, и этого хватит, чтобы выйти в море». И отправился он в путешествие. Его сразу подхватило волной и понесло в открытое море. 
Так плавал Кораблик несколько дней. Ему уже захотелось вернуться в гавань, он представил, как радостно его будут встречать после путешествия. Но вдруг он понял, что не знает обратного пути. Он стал искать знакомый маяк, по которому ориентировались другие корабли, но его не было видно.
Тут стали надвигаться тучи, все вокруг стало серым, море сердитым – надвигалась буря. Кораблику стало страшно и он начал звать на помощь, но рядом не было никого. Тогда кораблик загрустил и начал жалеть о том, что не хотел учиться, так бы он давно уже вернулся в свою гавань.
И вдруг вдали он увидел слабый огонек. Кораблик решил плыть к нему и, чем ближе он подплывал, тем яснее видел огромный Корабль, который плыл домой. Он понял, что маленький Кораблик потерялся и ему нужна помощь.
Большой Корабль взял его с собой и, пока они плыли, рассказывал кораблику все, что знает сам, а Кораблик все старался запомнить, ничего не упустить. Он понял, какую ошибку допустил, когда не хотел учиться. Ему захотелось стать очень ученым и помогать другим Кораблям. Пока Кораблик плыл с Кораблем, они сдружились, и он очень много узнал. Так они скоро вошли в гавань. Тучи развеялись, море стало спокойным, небо чистым, ярко светило солнышко.
И тут вдруг Кораблик увидел, как на причале уже собрались люди, встречающие Корабли. Играла музыка, у Кораблика поднялось настроение, и он даже стал гордиться собой, ведь он столько всего преодолел и узнал.
С тех пор Кораблик стал много путешествовать, и каждый раз приобретал новые знания, а когда возвращался – его радостно встречали люди и другие корабли, его не считали уже маленьким и глупеньким Корабликом.
Вопросы для обсуждения: Почему Кораблик не хотел учиться? Почему Кораблик потерялся? Что понял Кораблик в результате своего приключения?
 
ПРО МАЛЬЧИКА СЕРЕЖУ
 
Возраст: 5-8 лет. Направленность: конфликты с младшей сестрой (братом). Ревность и обида, вызванные рождением второго (младшего) ребенка. Ключевая фраза: «Мама и папа больше меня не любят».
Далеко-далеко, за горами, за лесами, в одном очень красивом маленьком городке жил-был мальчик Сережа. Он был таким же, как другие мальчики, и чем-то похож на тебя. Жил он с мамой, папой и маленькой сестренкой Ксюшей.
Раньше, когда Ксюши еще не было на свете, все игрушки в доме принадлежали только ему, ему одному улыбалась мама, с ним одним папа ходил кататься на велосипеде и только с ним папа и мама смотрели по телевизору футбол и мультики.
А теперь мама чаще возилась с Ксюшей и улыбалась Сереже уже не так часто, как раньше, и у нее совсем не оставалось времени, чтобы с ним поиграть. Но хуже всего было, когда она просила Сережу погулять с Ксюшей. Гулять с Ксюшей было очень скучно, потому что тогда он уже не мог ни поиграть в футбол, ни побегать с друзьями, ни залезть на дерево. Но мама просила защищать Ксюшу и быть настоящим мужчиной, таким же сильным, как папа.
Сереже казалось, что мама и папа больше не любят его так, как раньше, что ругают его незаслуженно, а хвалят редко. Тогда он мечтал, чтобы Ксюша исчезла, и все было как раньше. А иногда Сереже очень хотелось заболеть какой-нибудь страшной болезнью, чтобы мама и папа, наконец, обратили на него внимание, но было уже поздно, и он бы все равно умер. И вот тогда они бы поняли, как мало его любили.
Но вот однажды Сережа пришел из сада (школы) домой. Уже в дверях он услышал незнакомый голос. Мама тихо разговаривала с какой-то тетей в белом халате. По маминому лицу Сережа сразу догадался, что случилось что-то плохое. Когда доктор ушла, Сережа подошел к маме, прижался к ней и тихо спросил: «Что-то случилось с Ксюшей?» Мама обняла его нежно, поцеловала и сказала, что Ксюша заболела, у нее очень высокая температура и, может быть, ее заберут в больницу.
Вечером, когда Сережа лег спать, он долго не мог уснуть, а когда заснул, ему приснился сон: он куда-то идет по красивой извилистой дороге, и вдруг перед ним появляется гора, а там – источник с целебной водой. Набрал он этой воды, чистой как слеза, и побежал, чтобы напоить ею свою маленькую сестренку. Он совсем не хотел, чтобы ее забирали в больницу…
Утром за окном ярко светило солнце, был теплый весенний день. Сережа, проснувшись, сразу побежал в комнату, где была Ксюша, и увидел, что она уже не спит, а всем улыбается: и маме, и папе, и ему. «Значит, помогло и все страшное позади», - подумал Сережа. Он поцеловал сестренку в макушку. 
Мама улыбнулась ему и сказала: «Я только что поняла, какой ты уже взрослый. Настоящий мужчина».
Вопросы для обсуждения: Почему Сережа думал, что мама и папа его больше не любят? Почему мальчик расстроился, когда узнал про то, что его сестра заболела? Почему Сереже приснился такой сон? Почему мама сказала Сереже о том, что он уже взрослый?
 
ХВОСТАТИК
 
Возраст: 6 – 9 лет. Направленность: сниженная самооценка, неуверенность, чувство неполноценности. «Презрение» к себе и желание быть «другим». Ключевая фраза: «Я плохой! Я хочу быть таким, как он! (отрицательный персонаж сказки или мультика)».
В тени огромных темных каштанов жила семья Хвостатиков. Каждое утро все они дружно принимали солнечные ванны на огромной лесной поляне, а затем возвращались домой, наполняя округу голосами, звонким смехом и криками. Мама каждый раз тщетно пыталась урезонить смеющихся «хулиганов», а потом, махнув рукой, также заливалась звонким смехом вместе с ними. Только самый младший из Хвостатиков не резвился от души, как его братья и сестры. 
Маленький Хвостатик был озабочен своими мыслями, а были они хмурыми. По соседству с ними жила семья Хвоста, один из них даже учился с ним вместе, в одном классе. Маленький Хвостатик думал, как здорово звучит имя Хвоста. Его воображение рисовало нечто большое, грандиозное, величественное. И это носило имя Хвоста. Звучит гордо, а какой шлейф почета окружает это имя. Родители – Хвосты – более чем уважаемые граждане Хрустального Леса. А портрет его деда висит у них в школе. Вот было бы здорово носить такое имя – Хвоста!!! А ведь они почти родственники.
В самом мрачном расположении духа маленький Хвостатик шел в школу (детский сад). А что в школе (саду), – там учителя (воспитатели) опять начнут хвалить его одноклассника (товарища) Хвосту. Он и самый умный у них, и самый пригожий, и самый смелый. И всем всегда помогает, и лучше всех читает и пишет. Ну, еще бы, разве может сын таких родителей быть плохим. Ну почему он не Хвоста, а всего лишь какой-то Хвостатик.
Подходя к берегу реки, маленький Хвостатик неожиданно увидел своего одноклассника (товарища) Хвосту. «Ну вот, стоит подумать, и принесла нелегкая», – пробурчал Хвостатик. Но что это? Хвоста то бегал взад и вперед по берегу, обхватив Глову руками, то снова останавливался и замирал на месте. Рядом стояли другие ребята из их класса и что-то оживленно обсуждали, указывая рукой в сторону реки.
Маленький Хвостатик проследовал за направлением их руки и увидел, что в реке барахтается девочка. Было видно, что у нее уже почти не осталось сил держаться на плаву. Она отчаянно била руками по воде и просила о помощи. Хвостатик, не раздумывая, скинул ботинки и сумку и в одежде бросился в воду. В его голове была только одна мысль: «Успеть! Успеть, пока еще не поздно!» И он успел.
Уже на берегу он передал испуганную девочку, которая оказалась младшей сестренкой Хвосты, в руки ребят. А позже он выслушал слова благодарности от родителей Хвосты и лично от директора школы. Его считали лучшим, и он вдруг стал очень известным среди девочек. Теперь они сами подкидывали ему записки, а одна даже строила глазки.
Дома папа пожал ему руку и сказал, что гордится, что у него вырос такой сын. А мама в этот вечер долго гладила его по голове, укладывая спать. И, уже засыпая, маленький Хвостатик подумал о том, что вовсе не так уж плохо быть Хвостатиком. «Не важно, кто твои родители, важно, кто ты. Твои действия и поступки заставляют звучать имя Хвостатик гордо, громко и важно».
Вопросы для обсуждения: Из-за чего переживал Хвостатик? О ком он думал? О ком и о чем думал Хвостатик, когда бросился спасать девочку? Как ты думаешь, что (если не брать в расчет случай) помогло Хвостатику снова ощутить, что его имя звучит "гордо и важно"?
 
НЕОКОНЧЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ
 
Это сказки с неопределенным концом. Концовку нужно придумать ребенку самому (ну, с небольшой помощью родителей). Но все-таки лучше самому: так Вы получите больше информации о том, чем живет ребенок, что составляет его внутренний мир.
 
СКАЗКА ПРО ЧАСЫ
 
Когда-то давным-давно, в одной далекой стране жил один часовых дел мастер. Он за свою жизнь изготовил множество часов. Но те, которые ему больше всего нравились, он оставлял себе. И вот в его доме поселилась целая семья часов: Маятник, Часы с кукушкой и маленький (маленькие) Будильник (будильники) (перечисляете членов вашей семьи). Маятник был самый важный, еще бы, ведь по нему сверял время сам часовых дел мастер. Маятник все время торопился на работу, ему надо было считать секунды, минуты, часы. Часы с кукушкой тоже часто были заняты — ведь кукушке надо было все свежие новости срочно передать другим кукушкам, из других домов, а также следить за домом. А между прочим, никто не освобождал ее и от работы — отсчитывать время.
А маленькому Будильнику иногда было скучно и даже грустно... Как ты думаешь, почему маленькому Будильнику было иногда даже грустно?.. Однажды ...
Какая получилась сказка? Не сделал ли Будильник чего-то разрушающего, чтобы отвлечь Маятника и Часы с кукушкой от их дел и забот? Сюжет пошел по другому руслу? Ну и хорошо, значит, у малыша особых проблем с недостатком внимания нет.
 
СКАЗКА «ТЯЖЕЛЫЕ ВРЕМЕНА»
 
Жили-были в лесу зайчики. Заяц-папа, зайчиха-мама и зайчонок-сынок (дочка). Вот однажды говорит заяц-папа зайчихе-маме: «Ты знаешь, наступили тяжелые времена. Я долго думал, как нам выжить. И придумал. Давай-ка мы...» Как ты думаешь, что сказал заяц-папа?» …
Эта сказочная завязка позволяет нам понять, как себя чувствует малыш в семье, а также узнать, как он воспринимает семейные проблемы.
 
СКАЗКА «САДОВНИК И КУСТИК»
 
В одном саду посадил садовник маленький кустик. Садовник очень любил свой маленький кустик, регулярно поливал, окучивал. А еще он подрезал время от времени кустик, чтобы придать ему красивую форму. А у кустика веточки все время отрастали в разные стороны. «Непорядок», — говорил садовник и снова подрезал кустик. И вот в один прекрасный день... Как ты думаешь, что произошло в один прекрасный день?»
В этой сказке нас интересует, не испытывает ли ребенок давления, чрезмерного контроля, подавляющего инициативу. В сказке это может выразиться в протесте, бунте кустика.
 
СКАЗКА «ВОРОН»
 
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь с царицей. И был (была) у них сыночек (дочка) царевич (царевна). Жили-поживали, лиха не знали. Да тут, на беду, пролетал над их королевством черный ворон. Увидал он царевича (царевну), в саду играющего, схватил, да и уволок в свое царство. Стал(а) просить царевич (царевна) ворона: «Отпусти ты меня, я хороший (хорошая)». А ворон и говорит: «Ладно, отпущу я тебя, только при одном условии. Если назовешь мне по правде три своих хороших качества. Если поверю тебе, отпущу...» Как ты думаешь, какие свои хорошие качества назвал (назвала) царевич (царевна)?»
С помощью этой сказки можно узнать, какова самооценка ребенка, уверен ли он в себе. Считает ли малыш, что он хороший, красивый, умный, сильный? Подбадривайте ребенка, если он не решается сказать о себе хорошее. Надо же спасти царевну (царевича). После благополучного перечисления черный ворон относит царевну (царевича) домой.
 
СКАЗКА «ЗАКОЛДОВАННЫЙ ПРИНЦ (ПРИНЦЕССА)»
 
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был (жила-была) принц (принцесса). Но жизнь у него была невеселая, потому что был он (она) заколдован(а). Как ты думаешь, за что его заколдовали?»
В этой сказке речь идет о чувстве вины. Чувствует ли себя ребенок виноватым за прошлые проступки? Вы это услышите в рассказе малыша. В этом случае стоит задать себе вопрос: инцидент не был исчерпан? Ребенок не был наказан и не получил прощения?
 
СКАЗКА «ЖУРАВЛИ»
 
Жила-была одна журавлиная семья: папа, мама и птенец. Птенчик был маленький, но уже научился летать. Он уже мог самостоятельно перелететь на соседний пруд и очень гордился собой. Вот однажды говорит папа: «Пришло время, мы должны собираться в путь». «Куда?» — удивился птенчик? «В теплые края, — ответил папа, — ведь здесь уже становится холодно, скоро наступит зима, и мы замерзнем». «Но я боюсь. Я не очень хорошо научился летать для дальнего полета», — возразил птенец. «Не бойся, ты уже достаточно подрос, чтобы с этим справиться», — сказала мама. И они полетели. Путь был неблизкий, но птенчик действительно справился. А когда они прилетели на новое место... Как ты думаешь, что там произошло?»
Эта сказка поможет узнать, как ребенок адаптируется к различным новшествам, переменам в своей жизни. Сказки можно записать, а потом читать ребенку и другим детям.
 
 

Нравится
Другие новости этой организации:

+7 (8634) 64-45-70, +7 (8634) 36-79-94 бухгалтерия
rebenok.virtualtaganrog.ru
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!