Психологическая готовность родителей к школе

14 апреля 2017

 Психологическая готовность родителей к школе

Поступление ребёнка в школу – это испытание для всей семьи.  Ведь всё теперь будет по-другому. Другой режим, другие требования, другое распределение времени и сил, другое отношение к ребёнку. Готовность ребёнка к школьному обучению при этом имеет ключевое значение, но для того чтобы он смог проявить себя в этой новой роли, новом статусе и новом коллективе, очень важно чтобы к этому важному моменту были готовы и его родители.

Итак, к чему должны быть готовы родители первоклассника:

Прежде всего, к страху ребёнка перед школой. Этот страх проявляется у детей по-разному, но присутствует в той или ной степени у всех детей. По сути – это страх перед неопределённостью. Ведь неизвестно ещё как там всё будет «справлюсь—не справлюсь», как сложатся отношения со сверстниками «примут—не примут», и самое главное – «понравлюсь ли я учителю?»

Ещё нужно быть готовым к проявлениям неуспешности ребёнка в учебной деятельности.  Никто не может быть всегда безупречным. На пути к любой цели встречаются провалы. В любой деятельности периоды подъёма чередуются с периодами спада – это неизбежно. Тем не менее, дети часто воспринимают свою неудачу как фатальный факт, испытывая чувство стыда и вины.

Трудности в самоорганизации – с этим сталкиваются все первоклассники. Им трудно организовать своё внимание на уроке, своё время в приготовлении домашних заданий, своё поведение после занятий или на перемене.  Вчерашний дошкольник, усвоивший опыт «послушания», теряется при возрастающей необходимости мыслить самостоятельно.

Что делать?  Просто быть рядом. Адаптация ребёнка к школе может продлиться от двух недель до полугода и самое важное в это время – уверенность в поддержке и понимании близких взрослых.

Прекрасно, когда в жизни ребёнка есть его собственные увлечения и интересы: спорт, рисование, пение, танцы, конструирование  и т.п. То есть всё, что помогает наиболее полно раскрыться его творческому потенциалу. Уверенность в успехе рождается через опыт, а опыт  успешности в одной сфере деятельности обязательно распространится и на учёбу.

Когда у ребёнка что-то не получается, родители часто мыслят по схеме «надо обнаружить то негативное, что есть в ребёнке и исправить его». Например: медлительного – подгонять,  ленивого – заставлять и т.д.  Эта схема годится для машин и механизмов, но человек устроен по-другому. У человека всё получается именно тогда, когда он использует то положительное, что в нём есть. Воспитание с опорой на положительные качества помогает ребёнку не только достичь цели, но и обнаружить свои сильные стороны.  И тогда, например:  медлительного надо похвалить за вдумчивость и помочь ему разделить задание на составные части, ленивого – похвалить за умение экономить силы и помочь найти источник вдохновения.

Помните, что под давлением всё ухудшается. Воспитание, которое базируется на чувствах страха, вины и стыда ничего не воспитывает кроме безволия, пассивности и неуверенности в себе.  Вашему ребёнку нужно сотрудничество с Вами и общение на равных, ведь школьник – это по сути своей первая в жизни человека взрослая роль.

 

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3.Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

4. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками.

5.Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, соблюдайте его.

6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка (“Ты так хорошо справился!”, “Молодец!”) способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или психологу.

8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

9. Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

10. Для успешного обучения мы должны превратить свои требования в хотения ребенка. Вы, родители, можете немало сделать для того, чтобы ребенок любил школу и учился с радостью.

11. Прежде всего, конечно, вы будете каждый день интересоваться у ребенка, что было в школе. Знания детей первых классов в начале учебного года не оцениваются в баллах. Поэтому вместо “Какую отметку ты получил?” спросите: “Что сегодня было самое интересное?”, “Чем вы занимались на уроке чтения?”, “Что веселого было на уроке физкультуры?”, “В какие игры вы играли?”, “Чем вас кормили сегодня в столовой?”, “С кем ты подружился в классе?” и т. д. Если дети не могут толково ответить на, казалось бы, простые вопросы, не волнуйтесь, не огорчайтесь, а главное – не раздражайтесь.

12. Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания.

13. Для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.

14. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

 

Помните! ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Старайтесь только положительно оценивать учебу вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно недостаточны


Нравится
Педагог-психолог
Россия, Таганрог, пер. Смирновский, 30
Педагог-психолог
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!