Особенности организации подвижных игр с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

12 декабря 2018

 

Особенности организации подвижных игр с детьми

с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

 

При подборе средств физического воспитания педагоги, работающие с детьми с ТНР, сталкиваются с рядом проблем, обусловленных тем, что у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) всех уровней наблюдается повышенная эмоциональная возбудимость, истощаемость нервной системы, неустойчивое внимание, быстрое умственное утомление, частая смена настроения. Как правило, у таких детей имеются нарушения в развитии их двигательной сферы, в частности плохая координация движений, снижение ловкости и скорости выполнения движений, нарушение последовательности элементов действия, замедленное формирование пространственно-временных представлений, трудности переключения и автоматизации. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти рук, недоразвитие мелкой моторики.

Важным средством физического воспитания детей являются подвижные игры. Для детей с речевыми нарушениями необходимо, чтобы эти игры сочетались с коррекционно-педагогической работой и являлись стимулирующим дополнительным коррекционным средством, способствующим психомоторной и речевой коррекции.

Подвижная игра, как и любая дидактическая, направлена на достижение определенных целей воспитания и обучения. Проведение дидактических игр, сопровождающихся движением, позволяет снять нагрузку, связанную с долгим пребыванием в неудобной позе, повышает работоспособность, улучшает качество усвоения знаний. Подвижные игры с логопедической направленностью можно использовать как часть занятия и в качестве физкультминутки. По заданию учителя-дефектолога воспитатели могут поиграть с детьми в вечерние часы, на прогулке, а также в свободное от занятий время.

 

Подвижные игры, используемые в работе с детьми специальных групп, можно разделить на три условные категории:

  • способствующие развитию фонематического восприятия;
  • направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи;
  • для активизации словарного запаса.

Проводя подвижную игру, нужно стремиться к тому, чтобы дошкольники достигали игровую цель. Это возможно только при хорошем усвоении детьми программного материала на занятиях. Например, проводя подвижную игру «Цветы и пчелки», цель которой развитие фонематического восприятия, можно решить ее задачи только в том случае, если дети будут хорошо различать звуки по твердости и мягкости.
Именно в условиях игры появляется возможность обеспечить нужное количество повторений на разном материале. Например, в играх «Найди свой домик», «Один, два, три», «Птички в гнездышках» закрепляется умение детей делить слова на слоги.

Один из важных моментов успешности обучения в ходе подвижных игр — заинтересованность в них самих детей, поэтому все они должны проводиться живо, эмоционально, непринужденно. При выборе игры необходимо учитывать лексическую тему, которую дошкольники изучают на коррекционных занятиях. Подвижные игры, соединенные с дидактическими задачами обучения, развивают речевую активность детей, способствуют повышению результативности работы.

Консультацию подготовила: инструктор по физической культуре Чеботарева Е.В.

      

                                                                                            Спасибо за внимание!

 

 


Нравится
Специалист: инструктор по ФК
Россия, Таганрог, ул. Чехова, 339-3
Специалист: инструктор по ФК
+7 (8634) 33-17-04
+7 (8634) 380-375 sad95.virtualtaganrog.ru
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!