Ошибки в речи ребенка

27 апреля 2018

 Ошибки в речи ребенка

Часто родители, замечая ошибки в речи своих детей, не знают, как поступать в таких случаях: поправлять ребенка или не обращать внимания; ждать, когда малыш сам «выговорится» или обратиться к логопеду?

        Рассмотрим, какие бывают ошибки в детской речи.

        Если у  ребенка имеются нарушения звукопроизношения или смешение в речи звуков, которые изолированно малыш произносит правильно (например, «коска», «солныско», «светосек» вместо «кошка», «солнышко», «цветочек»), и ошибки эти имеют стойкий характер, необходима помощь логопеда. Часто же дети заменяют только что освоенным звуком, например, [Ш], другие звуки в слове («пушиштый», «жажигать», «ущищи»  вместо «пушистый»,  «зажигать», «усищи»). Если при этом ребенок слышит и понимает свою ошибку, самостоятельно исправляет ее или принимает помощь взрослого и произносит слово правильно, значит, можно обойтись без помощи специалиста, малыш постепенно преодолеет имеющиеся нарушения в дифференциации звуков.

Порой дошкольники образуют новые формы слов по одному образцу:  если правильно сказать «нет столов», значит, по их мнению, нужно говорить «нет стулов» вместо «нет стульев».

       Следовательно, нужно обращать внимание и на ошибки при словоизменении («ведры», «пчелов» вместо «ведра», «пчел»),  словообразовании («стулик» вместо «стульчик»), постановке ударения в словах. Услышав неправильно произнесенное слово, поправьте ребенка: «Так не говорят, нужно сказать…». Неплохо бы завести тетрадь и записывать в нее слова, неверно произносимые малышом. Если хотя бы один раз в неделю просить ребенка правильно произнести их, хвалить малыша, правильное произношение быстрее закрепится в его речи. Игровые упражнения типа «Большой-маленький», «Один-много», «Чего не стало?» помогут сформировать грамматический строй речи.

Не оставляйте без внимания и употребление предлогов в речи, так как иногда малыши либо вообще пропускают их («Дети гуляли  лесу» вместо «Дети гуляли в лесу»), либо применяют неправильно («Мяч лежит по стулом» вместо «Мяч лежит под стулом»).

      Встречаются у дошкольников ошибки и при образовании форм глаголов, прилагательных («скакает» вместо «скачет», «деревный» вместо «деревянный»).

   Порой дети  придумывают слова или формы слов по аналогии с похожими («Утка крякает, а гусь гагакает», «кошка муркает», «свинья хыркает»). Если просто посмеяться над ошибкой и не исправить ее (что порой имеет место), неправильное слово может закрепиться в словаре ребенка.

Обязательно тактично, чтобы не обидеть, исправляйте ошибки в речи  малыша, и со временем вы увидите результат: ваш ребенок будет говорить красиво, четко и грамотно.

                                       Статью подготовила: учитель-логопед высшей квалификационной категории Кривенко Т.В.


Нравится
Специалист: учитель-логопед Кривенко Т.В.
Россия, Таганрог, ул. Чехова, 339-3
Специалист: учитель-логопед Кривенко Т.В.
+7 (8634) 33-17-04
+7 (8634) 380-375 sad95.virtualtaganrog.ru
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!