Консультация для родителей: «Подготовка детей с нарушениями речи к школе».

28 ноября 2019

Скоро Ваш ребёнок дошкольник станет школьником. Это новый

социальный статус. Переход от игровой деятельности к учебной очень важен

для ребёнка. Готовность к школьному обучению формируется задолго до

поступления в школу и включает не только хорошее физическое развитие,

достаточный запас знаний и представлений об окружающем, но и

определённый уровень развития речи.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к

усвоению ребёнком родного языка как средства общения. А это:

1. Сформированность звуковой стороны речи. У ребёнка должно быть

правильное, чёткое произношение звуков всех фонетических групп.

2. Сформированность фонематических процессов, умение слышать,

различать фонемы родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу: умение выделять

звуки в слове. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук»,

«слог», «слово», «предложение», звуки гласный, твёрдый, мягкий. Уметь

работать со схемой слова и схемой предложения.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования,

правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением,

умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и

смысловые различия между словами, образовывать прилагательные от

существительных.

5.Сформированность грамматического строя речи: умение правильно

строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях,

распространять однородными и второстепенными членами; работать с

деформированным предложением; составлять предложения по опорным

словам и картинкам. Умение пользоваться развёрнутой фразовой речью,

владеть пересказом рассказа. Самостоятельно составлять рассказ-описание.

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и

фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и

подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей

системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье.

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с

окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать

вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. Невнятная речь

ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает

отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают

осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся

молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом

и лексико-грамматическом развитии ведет и к серьезным проблемам в

усвоении программ общеобразовательной школы.

2

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает

свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша

понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его

речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим

миром расширяется. Младшие школьники пишут преимущественно так, как

говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в

первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент

детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения

дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения). Дети у

которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов

произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо.

Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении

школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не

допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками

звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при

обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы

этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и

синтаксических ошибок. Фонематические и лексико-грамматические

нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения

и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым

серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы.

Подобных осложнений можно избежать, если с ребёнком проводить

специальные коррекционные занятия, направленные на исправление

дефектов речевого развития. Ни для кого не секрет, что совместная

деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный

результат в коррекционной работе. Основная задача родителей — вовремя

обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка,

чтобы начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности

общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем

раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат. Что могут сделать

родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе? - создать

в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей; -

проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому

развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи; - не

ругать ребенка за неправильную речь; - ненавязчиво исправлять

неправильное произношение; - не заострять внимание на запинках и

повторах слогов и слов; - осуществлять позитивный настрой ребенка на

занятия с педагогами. Необходимо учитывать важность речевого окружения

ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо

как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или

иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами: 1) родители не

слышат недостатков речи своих детей; 2) не придают им серьезного

значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой. Но

3

время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из

детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему

немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают

замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться,

отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя,

отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по

русскому языку. В такой ситуации критические замечания и требования

говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело

и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в

коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых,

родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у

родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в

процессе повседневного непосредственного общения. Таким образом,

благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога- психолога, -

родителям удаётся своевременно и качественно помочь детям преодолеть

речевые нарушения, сформировать положительную мотивацию к учебной

деятельности, сформировать у детей с речевыми нарушениями уверенность в

своих возможностях.

 

 

 

 

Учитель-логопед  Шевцова Л.П.

 


Нравится
Специалист: учитель-логопед
Россия, Таганрог, ул. Котлостроительная, 21/2
Специалист: учитель-логопед
+7 (8634) 64-54-50
+7 (8634) 64-54-50 sad51.virtualtaganrog.ru
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!