Консультация для родителей на тему «Влияние музыки на развитие детей с ОВЗ дошкольного возраста»

9 февраля 2020

 ПодготовилаМузыкальный руководитель 1 квалиф. категории Дорофеева И.В.

 

Д. Д. Шостакович: «В горе и в радости, в труде и на отдыхе – музыка всегда с человеком. Она так полно и органично вошла в жизнь, что её принимают, как нечто должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь, не замечая. … Насколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга».

Всем, кто имел опыт общения с детьми с ОВЗ,  очевидно, что не так легко подобрать правильный подход к таким деткам, установить с ними взаимопонимание и вызвать живой интерес к совместной деятельности.

В настоящее время увеличивается процент детей с ограниченными возможностями здоровья - это дети имеющие недостатки в физическом или психологическом развитии:

Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:

1) дети с нарушениями слуха

2) дети с нарушениями зрения

3) дети с нарушениями речи;

4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);

5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);

6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

Основная проблема развития детей с ОВЗ – это трудности в освоении ими окружающего мира. Отсюда – возникновение эмоциональных проблем у таких детей: страх, плаксивость, тревожность, замкнутость, неуверенность. Но ребенок с патологией в здоровье, как и здоровый ребенок, имеет свои потенциальные возможности развития. Важно помочь каждому, кто имеет особенности в развитии, научиться жить в современном обществе и найти свое место.

В соответствии с ФГОС через музыкальную деятельность идет удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, а именно:

1. развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы становление эстетического отношения к окружающему миру;

2. формирование элементарных представлений о видах искусства;

3. восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

4. стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

5. реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельноймузыкальной и др.)

Реализация задач в области эстетического воспитания ребенка с особыми образовательными потребностями требует решения определенной системы задач в области обучения и развития.

В качестве основной задачи в музыкальной деятельности является необходимость оздоровления детей, причем не, только с точки зрения физиологии, но и с позиций музыкально-эстетической направленности, позволяющих влиять на морально-психологическое состояние ребенка. Ведь здоровье детей напрямую связано с их душевным равновесием, эмоциональным благополучием.

Для этого осуществляю дифференцированный подход к детям; обеспечиваю преемственность в усвоении материала и формирования умения и навыков, активизировать самостоятельные проявления детей в музыкальной деятельности и творчестве; обеспечиваю вариативность в структуре и содержании занятия. Использую педагогические технологии, адекватные имеющимся нарушениям развития у ребенка и включающие различные виды опор при усвоении материала (наглядную, звуковую, словесную, тактильную) и различные виды помощи взрослого.

Коррекция нарушений, имеющихся у детей, осуществляется путем их участия в различных видах музыкальной деятельности, протекающей на основе развития сенсорных процессов и формирования адекватных реакций на звучание музыки.

Цель музыкального развития детей с ОВЗ – оздоровление детей, с позиций музыкально-эстетической направленности, позволяющих влиять на морально- психологическое состояние ребенка. Ведь здоровье детей напрямую связано с их душевным равновесием, эмоциональным благополучием. Особенно велико значение музыкального воспитания для коррекции имеющихся у этих детей недостатков эмоционально-волевой сферы, развития эстетического восприятия, обогащения представлений, формирование чувств ритма, развития движений и пр. Исходя из особенностей детей, работаю над решением как общих, так и коррекционных задач по музыкальному воспитанию, к которым относятся следующие

- воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера, само реализоваться в каком – либо виде музыкальной деятельностиразвиваться более гармонично;

- нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения;

- укрепление, тренировка двигательного аппаратаразвитие равновесия, свободы движений, снятия излишнего мышечного напряжения, развитие ловкости силы движения.

Мною разрабатываются методические рекомендации организации музыкальной деятельности. С целью обеспечения успешности ребенка необходимо:

• создавать атмосферу психологического комфорта, что позволит достичь положительной динамики реабилитационного периода для ребенка;

• устанавливать контакт не только с ребенком, но и с родителем. Это возможно с помощью мимики, взгляда, улыбки, жеста, ласковой выразительной речи, а главное – положительного эмоционального настроя;

• предоставлять детям относительную свободу в игре, используя метод совместного действия только в том случае, если ребенок нуждается в такой помощи;

• предлагать доступные игры с движениями, которые не требуют особых усилий при выполнении;

• сопровождать игры песнями и музыкой с четким ритмом, короткими фразами, понятным текстом.

Музыкальное воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в процессе освоения различных видов музыкальной деятельности:

Восприятие музыки оказывает действенную помощь в решении эстетических и коррекционных задач, она обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности. Важным условием оздоровительной работы является формирование у детей художественных и музыкальных впечатлений посредством ознакомления их с образцами мировой художественной культуры, в том числе с классической музыкой.

Согласно последним исследованиям, классическая музыка благотворно влияетна физические процессы организма, способствует развитию памяти, внимания, воображения, развивает духовные и душевные качества личности. Она обладает высокой степенью воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Это происходит в силу влияния музыки на центральную нервную систему. Слушание музыки помогает ребенку войти в нужное эмоциональное состояние.

Медленные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий жизненный тонус. Это произведения подвижного, быстрого характера («Смелый наездник» Шумана, «Марш деревянных солдатиков»«Камаринская»«Новая кукла»«Вальс цветов» П. Чайковского и др.).

Расторможенных (гиперактивных) детей успокаивает музыка умеренного темпа, снижающего возбуждённое состояние коры головного мозга.  («Жаворонок» И. Глинка, «Лебедь» Сен-Санса, «Серенада» Шуберта и др.).

Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоционального состояния (от агрессии до апатии) требуется стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания («Утро» Григ, «Подснежник» П. И. Чайковский, «Весенние голоса» Штраус и др.)

Слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности. Вместе с тем оно лежит в основе всех других видов, т. е. по сути, является ведущим. Дети учатся слушать и понимать музыку, чувствовать характер, настроение музыкального произведения, выражать свое отношение к ней посредством изобразительного, танцевального, песенного творчества. После прослушивание музыкального произведения предлагаю детям подвигаться под эту музыку, чтобы они почувствовали ее характер, передали свои чувства, свое отношение к музыкальному произведению. Двигательные реакции на изменение характера, темпа, ритма, динамики, фактуры способствуют развитию интереса детей к музыке, помогают формированию музыкального мышления во взаимосвязи с эмоциональным ее восприятием. Во время слушания использую и другие виды искусства: поэзию, живопись. Иллюстративный материал и поэтические произведения делают восприятие более полным и глубоким.

В течении двух лет осуществляю реализацию проекта «Фоновая музыка». Подобран музыкальный репертуар для проведения режимных моментов.

Важным направлением в коррекционной работе является пение, которое давно используется как одно из средств реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

В процессе обучения пению, с одной стороны, формируется вокальная, исполнительская культура, которая является составной частью музыкальной и художественной куль-туры, с другой — осуществляется коррекция имеющихся вторичных отклонений в развитии ребенка с проблемами. Пение помогает в решении познавательных, воспитательных и коррекционных задач в работе с дошкольниками с проблемами: формирование основ певческой вокально-хоровой культуры, развитие художественно-эстетического вкуса, приобщение к исполнительской деятельности; развитие вокального слуха, умения различать правильное и неправильное пение, высоту звуков, их длительность, умения слушать себя во время пения. Усвоение через пение нравственно-эстетических ценностей и формирование способности к сопереживанию, умению различать добро и зло, уважать труд, бережно относиться к природе, животным, с нежностью общаться с мамой, быть уважительным с другими взрослыми и сверстниками.

Пение способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т. д.). Расширение кругозора, нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразного)Развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика). Помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых. А пение на слои «ля-ля»«ти-ли-ли»«ту-ру-ру» способствует автоматизацию правильного произношения.

Особенно эффективно в этом отношении хоровое пение. Хоровое пение объединяет дошкольников, сохраняет условия для эмоционального музыкального общения. Оно особенно полезно депрессивным и заторможенным детям. В условиях совместного пения хорошо себя чувствуют и неуверенные в себе дети. Они воодушевлены общим примером. Подвижных детей пение делает более уравновешенными.

Занятия хоровой деятельностью воспитывает культуру общения, поведения, коллективизма, т. е. создает условия и для формирования нравственных качеств личности ребенка. Пение развивает коммуникативные способности ребенка, оказывает положительное воздействие на его психофизическое состояние, освобождая его от внутреннего напряжения. Через пение у детей закрепляется интерес к музыкеразвиваются музыкальные способности.

Развивать певческий голос у ребенка можно лишь в том случае, если он правильно развивается эмоционально. Если ребенок отстает в эмоциональном развитии, то он обычно не проявляет интереса к пению. При первом знакомстве с песней стараюсь вызвать интерес у детей, для этого использую игрушки, иллюстрацию или картинки. Привлекаю ребят принять участие в подпевании звукоподражания,  подпеванию фраз.

Учитывая особенности, восприятие детей с ОВЗ я подбираю песни с игровым содержанием. Это как нельзя лучше способствует фольклор. Многие фольклорные жанры выполняют не только этическую и эстетическую функции, но и способствуют физическому и умственному развитию. К ним относятся:  потешки, народные прибаутки, которые словно специально созданы для улучшения дикции и артикуляции. В своей работе использую игровую деятельность вопроса-ответа, игру «в имена», пение с аккомпанементом и без него. Все это дает хороший эффект в музыкальном воспитании и обучении, а также в улучшении здоровья дошкольников.

Большое внимание уделяю обучению игре на детских музыкальных инструментах, понимая значимость этого вида музыкальной деятельности.

Здесь ставятся следующие коррекционные задачи:

Развитие внимания и памяти, которые потребуются каждому ребенку играющему в оркестре, чтобы вовремя вступить и правильно сыграть свою партию.

Развитие координации движений при игре на таких музыкальных инструментах, как бубен, барабан, погремушка, металлофон и т. д.

Развитие мелкой моторики пальцев рук при игре на дудочках, колокольчиках и т. д.

Развитие дыхания при игре на духовых инструментах (дудочки, триолы) в индивидуальных занятиях с музыкальным руководителем, логопедом, воспитателем,

Развитие музыкально – ритмического чувства. Довольно часто у детей с ограниченными возможностями наблюдаются нарушения темпа и ритма на только речи, но и движений, В преодоление этих нарушений большую помощь оказывает игра на музыкальных инструментах.

Положительные результаты в обучении этому виду музыкальной деятельности детей с проблемами особенно наблюдаются при использовании методики Карла Орфа, известного немецкого музыканта, педагога. Эта методика предполагает постепенное овладение,  передавать и ритмические композиции, и мелодическую структуру музыкального произведения с использованием ударных инструментов.

И, наконец, одной из важнейших задач музыкального воспитания детей с ВОЗ, является развитие ритмических движений. Движения под музыку использую очень широко и как средство творческого, музыкального развития детей, и как инструмент их физического воспитания, а также как средство коррекции и лечения при различных патологиях.

Занятия ритмикой способствуют коррекции осанки, развитию координации движений, переключаемости с одного вида движений на другой, развивается чувство ритмамузыкальный слух и вкус. В процессе участия в коллективных танцах, играх происходит формирование у них чувства партнерства, складываются особые отношения со сверстниками. Музыкально-ритмические движения и танцы способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.

Ребенку с нарушением речи при наличии определенных двигательных навыков легче передать характер музыки в движении, чем описать его словами. Основная направленность работы по музыкальному движению – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного «музыкального инструмента».

Неотъемлемым компонентом музыкально-ритмического развития детей с ограниченными возможностями здоровья является музыкально – подвижные игры (игры под пение, игры под инструментальную музыку, сюжетные и бессюжетные). В процессе игры, которая является основным видом деятельности дошкольников, в интересной и непринужденной форме решаются многие коррекционные задачи. Игры, даря детям, радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют развитию у них познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых и нравственных качеств личности, они способствуют развитию произвольности движений и поведения, снижают психоэмоциональное напряжение.

Есть уникальная возможность соединить ритмику со многими другими направлениями, общим свойством которых является тесная связь движения – речи – музыки. В ритмике использую координационно-подвижные и пальчиковые игры, речевые фонематические упражнения, элементарное  музицирование. Это обнаруживает связь ритмики с логоритмикой,  рисованием, риторикой, музыкотерапией, физкультурой.

Координационно  –  подвижные игры соединяют речь и движение.  Главное значение в них имеет ритм. Ценность координационно-подвижных игр заключается в том, что они:

являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий;

дают возможность детям «играть» своим телом как первым инструментом, передающим творческую активность;

развивают двигательные способности памяти, чувство ритма, речевое интонирование;

учат ребенка ощущать свое тело и управлять им, бережно относится к партнеру во время занятий, угадывать намерения друг друга, сотрудничать.

Существует прямая и естественная связь между движениями рук и произношением слов. Исследователи, изучающие механизм речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

В связи с этим особый интерес представляют пальчиковые игры, которые использую в работе с детьми с ограниченными возможностями. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актерами являются пальцы. Было установлена связь между уровнем развития речи и уровнем развития тонкой моторики.

Вместе с педагогом психологом нас заинтересовала идея создания театра «Волшебных рук». Одевая на руки перчатки дети создаёт свои образы, придумывают вместе со взрослыми сказки и воплощают свои фантазии в жизнь. На занятиях с подгруппой детей использую пальчиковый театр и игрушки тренажёры «Забавные перчатки». Игровые действия в сочетании с нестандартным игровым оборудованием даёт наибольший результат.

Пальчиковые игры:

Развивают пластику рук т, мелкую моторику, тактильную чувствительность;

«предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений);

повышают общий уровень организации мышления ребенка.

Стимулируют развитие речи, снижают напряжение.

В коррекционной работе с детьми, имеющими различную патологию развития, широко использую элементарное музицирование, т. е. сочетание слов, музыки и движения. Это одно из эффективных средств воздействия в комплексе реабилитационных методик воспитания, лечения и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Речь, музыка и движения должны быть очень взаимосвязаны, дополнять друг друга. Благодаря этим трем компонентам активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные. Кроме того, слаженность этих трех компонентов помогает развивать детские эмоции, которые, в свою очередь, положительно сказываются на разработке детской мимике. Все это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к занятию и пробудить его мысль и фантазию.

Нравится
Музыкальный руководитель
Россия, Таганрог, пер. Смирновский, 30
Музыкальный руководитель
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!