КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов «Содержание центров занимательной математики в ДОУ»

30 марта 2017

 КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов

 ТЕМА: «Содержание центров занимательной математики в ДОУ»

Направленность: рекомендации.

Целевая аудитория: воспитатели.   Подготовила воспитатель Воронкова И.В.

Цель:Повышение компетентности педагогов и предупреждение возможных педагогических ошибок при организации развивающей предметно-пространственной среды по реализации задач познавательного развития детей-дошкольников в процессе формирования у них элементарных математических представлений.

ФГОС ДО  устанавливает требования  к развивающей предметно-пространственной среде как одному из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования (далее Программа)

Развивающая предметно-пространственная среда должна позволять организовать как совместную деятельность педагога с детьми, так и самосто­ятельную детскую деятельность, направленную на самораз­витие ребенка под наблюдением и при поддержке взрослого.

Инновационность подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определенных ФГОС, но и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции.

Для реализации образовательной области «Познавательное развитие» через процесс формирования элементарных математических представлений в группах ДОУ организуются центры занимательной математики.

Центр занимательной математики должен быть оснащён материалами и атрибутами, позволяющими детям в самостоятельной деятельности отрабатывать навыки, закреплять уже имеющиеся  знания, открывать для себя новое  в области математики через своеобразные детские виды деятельности: игровую, поисково-исследовательскую, конструктивную, речевую и т.д.

 

Примерное содержание центра занимательной математики в группах ДОУ:

1.Разнообразные игры на  развитие сенсорных чувств  в соответствии с возрастом и развитием детей:

Разнообразные игры на  формирование элементарных математических представлений по количеству и счету,  величине и форме предметов, ориентировке в пространстве и  времени.

2.Разнообразный счетный, наглядный материал: плоскостные предметные картинки для счета; мелкие игрушки и предметы – матрешки, грибочки, рыбки и др.; счетные палочки; комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; природный материал для счета; комплекты цифр и т.д.

3.Занимательный материал математического содержания:

—    задачи–шутки, головоломки, ребусы, игр на нахождение сходства и различия  и др.;

—     математические загадки;

—    математические считалки;

—  математические развивающие, логические игры, соответствующие возрасту детей (игры Никитина, рамки-вкладыши Монтессори, Танграм, Монгольская игра, Колумбово яйцо, Вьетнамская игра, Волшебный круг, Пентамино,Геоконт, Уникуб, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др.)

— приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, магниты, мерные ложки, резиновые груши разного объема,

 Для 1 младшей группы

 В центре сенсорного развития рекомендуется иметь разнообразный дидактический и наглядный материал:

  • Дидактические игры на цвет, форму, величину, развитие тактильных ощущений;
  • Развивающие игры – блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, рамки-вкладыши Монтессори и т.п., с методическими пособиями к ним (альбомы, инструкции и т.п.);
  • Атрибуты, материалы для игр с песком и водой;
  • Наглядный материал по сенсорному воспитанию;
  • Настольно-печатные игры;
  • «Чудесный мешочек»;
  • Картотека художественного слова по ознакомлению детей с сенсорными эталонами.
  • Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, магниты, мерные ложки, резиновые груши разного объема

Для детей 3—4 лет

В центре занимательной математики  могут быть расположены дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения:

  • сравнивать предметы по различным признакам—  размеру, форме, цвету, назначению и т.д.;
  • группировать предметы на основе общих признаков(это — посуда, это — обувь; ленты одинаковой длины и одинакового цвета); составлять целое изображение из 6-8 частей («Игрушки», «Животные», «Цветы»): лото (посуда, одежда, мебель, животные, растения);
  • составлять ряды из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака: объема, высоты, интенсивности цвета и т.д.;
  • реальных объектов: игры «Замри», «Волшебные картинки», «Придумай сам»,  и др.;
  • Дидактические игры: «Лото», парные картинки, крупная и средняя пластиковая мозаика, например: «Геометрические фигуры», пазлы из 6 – 18 частей, наборы разрезных картинок на кубиках, картинки – трафареты: «Сложи цветок», «Сложи елочку», «Сложи домик с окошком (для петушка)», «Чудесный мешочек» и т.д.
  • Развивающие игры: «Сложи узор», «Точки», «Уголки», «Уникуб», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», рамки-вкладыши Монтессори и т.д. в соответствии с возрастными задачами.

Для детей 4—5 лет

Центр занимательной математики средней группы может содержать:

  • Дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения:

—   сравнивать предметы по различным признакам — размеру, форме, цвету, назначению и т.д.;

—   группировать предметы на основе общих признаков (это — посуда,
это – обувь, это — мебель; ленты одинаковой длины и одинакового цвета); составлять целое изображение из 6-8 частей  («Игрушки», «Животные», «Цветы» и т.п.):  лото (посуда, одежда, мебель, животные, растения); мозаика геометрическая;

— составлять ряды из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака: объема, высоты, интенсивности цвета и т.д.;

— составлять простой план-схему с использованием разнообразных замещенийреальных объектов: игры «Замри», «Волшебные картинки», «Придумай сам», «Где мама?» и др.;

  • Дидактические игры:

-игры для понимания символики, схематичности и условности («На что похоже?», «Дострой»);

-модели: числовая лесенка, ряд величин, спиралевидные модели на познание временных отношений;

-игры для освоения величинных, числовых, пространственно-временных отношений («Составь такой же узор»);

-игры с алгоритмами, включающие 3-5 элементов («Выращивание дерева») и т.п.

  • Развивающие игры: «Сложи узор», «Точки», «Уголки», «Уникуб», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», рамки-вкладыши Монтессори и т.д. в соответствии с возрастными задачами

Для детей 5—7 лет

В группах старшего дошкольного возраста центр занимательной математики может содержать:

  • Трафареты, линейки и другие измерительные эталоны
  • Дидактические игры:

— игры для деления целого предмета на части и составление целого из частей («Дроби», «Составь круг»);

—    игры с цифрами, монетами;

— игры для развития числовых представлений и умений количественно оценивать разные величины.  («Сравни и подбери») ;

—    Игры с алгоритмами («Вычислительные машины»).

—    Модели числовых и временных отношений («Числовая лесенка», «Дни недели»).

—     Календарь, модель календаря.

  • Развивающие игры

—   игры, развивающие психические процессы: шахматы, шашки, нарды, лото-бочонки и т.п.

—  игра-пособие «Стосчет» Н.А. Зайцева, часы-конструктор, весы;

—  игры Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др. в соответствии с возрастными задачами

  • Природный и «бросовый» материал

ЛИТЕРАТУРА:

1.Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. –  М.: «Мозаика-Синтез», 2008 г.

2.Богульская З.М., Смирнова Е.О.Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: «Просвещение», 1991 г.

3.Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. – СПб.: «Детство-Пресс», 2006 г.

4.ФГОС ДО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерацииоктября  2013 г. №  1155.

5.Чеплашкина И.Н. и др. Математика – это интересно. – СПб.: «Акцидент», 1996 г

 


Нравится
Другие новости этой организации:

2 младшая «Колобок»
Россия, Таганрог, пер. Смирновский, 30
2 младшая «Колобок»
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!