Конспект занятия на тему «Народные игрушки»

30 марта 2017

                                                              15 марта 2017год

  

         Конспект занятия на тему :

            « Народные игрушки.»

 

 

Конспект занятия на тему : « Народные игрушки.»

Цель: продолжать знакомить детей с народной игрушкой.

  Задачи: Обучающая: расширить представления детей о народной игрушке .Развивать умение детей замечать характерные особенности игрушки. Закреплять знания детей о характерных особенностях рос­писи :закрепить знания о дымковской, филимоновской Каргапольской , богородской игрушке и ее орнаменте.

-  воспитательные: Воспитывать уважительное и бережное  отношение к культуре и истории своей Родины. воспитывать любовь к искусству народных мастеров; знакомить детей с историей возникновения этих игрушек.

- развивающие: Развивать эстетическое восприятие у детей, познание о декоративно-прикладном искусстве.

Интеграция образовательной деятельности:

Образовательная область: «Речевое развитие» (Связная речь).

- развивать умение детей участвовать в беседе, совершенствовать диалогическую речь.

Оборудование: оригинальные образцы  дымковской, филимоновской, каргапольской ,богородской   игрушки, выполненные мастерами промысла.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и народных игрушек , игры с этими игрушками.

Работа: с низким уровнем: помощь в играх .

          Высокий уровень: предложить описать любимую игрушку.

 

Ход занятий: Воспитатель: - Эмоциональный настрой.(дети становятся в круг) «Собрались все детки в круг. Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся. И друг другу улыбнемся.»


(вос-ль с детьми проходят к столу, на котором лежат конверт с цифрой 1, и сундучок 2 , лукошко с цифрой с цифрой 3)
- Ребята, посмотрите, а что у нас здесь такое?
- Правильно, это конверт, сундучок и лукошко. А на них, посмотрите, цифры. А чтобы это значило?
- Ребята, а что мы будем открывать в первую очередь?

- Под цифрой 1 у нас конверт, ….картинка-узор а на ней загадка . Послушайте загадку и отгадайте.

 

Веселая, белая глина, кружочки, полоски на ней Козлы и барашки смешные, табун разноцветных коней, Кормилицы и водоноски, и всадники, и ребята, Собачки, гусары и рыбы... А ну назови-ка меня.

{Дымковская игрушка.)

Отгадайте: кто это?

Бока крутые,

Рога золотые,

Копыта с оборкой,

На спине Егорка. (А. Дьяков.)

 

-Следующая загадка.

Есть под Тулой деревенька Филимоново зовут.

И живут там мастерицы, Что добро в дома несут. Сильно вытянутые шеи. И корова как жираф, И медведь, что Змей Горыныч, Только это просто так. Что это ?

 

Конверт пустой А как нам узнать , что вы ответили правильно или нет ? Надо дальше открыть цифру 2.

- Давайте, ребята, посмотрим, а что у нас под цифрой два?
-Под цифрой 2, у нас сундучок. Давайте с вами сядем на стульчики и посмотрим, что у нас в сундучке. (дети садятся)

- Ребята, посмотрите, что это за игрушки, как они называются?
(вос-ль открывает сундучок и выставляет на стол игрушки) Это Дымка.

Ребята , а помните мы смотрели фильмы про народные игрушки , что вы можете рассказать о Дымке?

Вы знаете, что такое дымковская игрушка, из чего она делается и где возник этот промысел?. Из чего сделаны эти игрушки? Какие элементы использовал мастер в дымковской росписи? Какие используют цвета?

Приблизительные ответы детей  (Дымково-это деревня, где мастера делают игрушки из глины, затем обжигают их в печи, покрывают белой краской и расписывают орнаментом.

 Дети. Дымковские узоры.

Воспитатель: А подойдите и выберите дымковские узоры.

Воспитатель. Какие элементы дымковских узоров вы уже знаете? На доске висят картинки с элементами дымковской росписи. Рассматривают образцы элементов узора. Рассказывают об элементах  Дымковской игрушки. Это широкие и тонкие полосы, круги, овалы, горошины, кружки, кольца, полоски, змейки.

Цвета используемы в дымковской игрушке это (стандартно): красный, оранжевый, желтый, малиновый, синий,  голубой, изумрудный, зеленый и в очень небольшом количестве коричневый и черный.

Что означали элементы, которые я вам показывала (на картинках)? Ребята как вы думаете что, по вашему мнению, мог означать круг? (Солнце), а как вы думаете, что могла означать волнистая или ломаная линия? (Воду). А что же могла означать клетка? (Поле)

 – Ребята, а   как вы думаете, трудно ли сделать такую интересную игрушку?(Конечно, для этого нужно хорошо уметь и лепить, и рисовать-быть мастером своего дела.)

Следующая игрушка – это … - Филимоновская игрушка. Почему называется Филимоновская? Какие игрушки создавали эти мастера? Какие цвета использовали в филимоновской росписи, какой основной узор? Рассматривают её узоры.(Деревня Филимоново, игрушки-свистульки- это птицы, коровы, медведи, три основных цвета: малиновый, желтый, зелёный, а узор-это полоски.) Сильно вытянутые шеи.

Все игрушки забавные, веселые, и такие вытянутые, будто всегда они чему – то удивляются.

 - Все игрушки сделаны мастерами из глины, поэтому с ними надо обращаться аккуратно, чтобы они не разбились.

 

Дидактическая игра:  « Подбери узор к картинке.»

Практическое содержание: научить детей ориентироваться в различных видах росписи, развивать мышление, внимание.

Материал: картинки с разными видами узоров.

Ход игры: воспитатель предлагает подобрать одинаковые узоры и назвать вид росписи.

 

Ребята, а это какая игрушка ? А чем она отличается от других игрушек. каргопольские игрушки. Их так называют, потому что мастерят их в городе Каргополе. Каждая игрушка — создание одного мастера. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.

Основные цвета росписи каргопольских игрушек: чёрный, красный, жёлтый, бледно-зелёный, синий. Основной узор – это крупные круги и овалы с обводкой другим цветом, так же используются точки, линии, разноцветные чёрточки.

Основные виды каргопольской игрушки - это люди, животные кони, медведи, олени, сказочные герои. Самая популярная каргопольская игрушка – это Полкан – получеловек-полуконь.

Каргопольские игрушки не спутаешь ни с какими другими. Размером они с ладонь, но если на них долго смотреть, то они кажутся огромными великанами..

А давайте посмотрим картинки с игрушками , но они у меня все перепутались, помогите мне  их разобрать

Дидактическая игра: «Разложи картинки дымковские и филимоновские, каргапольские»

Практическое содержание:- продолжать знакомить детей с дымковской ,каргапольской и филимоновской игрушкой ;-развивать внимание, мышление, зрительную память, уме­ние анализировать.

Материал: картинки с изображением дымковской и филимоновской , каргапольской игрушки. Ход игры: воспитатель предлагает детям  разобрать картинки дымковские отдельно , а филимоновские отдельно ,назвать вид росписи.

- Ой, ребята, мы с вами так увлеклись, что забыли про лукошко. А какая цифра написана здесь? - Да, это цифра 3 ( в лукошке деревянные игрушки- богородская )

Ребята, посмотрите на этой иллюстрации незнакомая нам игрушка, а называется она Богородская.
- У большей части богородской игрушки есть одна привлекательная особенность-это игрушки «с движением». Остроумное приспособление приводит игрушку в движение, оживляет ее, делает более занимательной. Воспитатель  А какие это игрушки? Из чего они сделаны? Ответы детей  Из дерева. А сейчас мы поиграем.

Игра «чем похожи и чем отличаются»

Физминутка : Игра «раз,два ,три к игрушке беги …

Подвижная игра «Барышня».

К Барышни мы близко близко подойдем, (дети, сужая круг подходят к барышни),
Барышни низки-низкий наш поклон (кланяются).
Мы над барышней посмеемся (расширяют круг и показывают на нее рукой)
Ха-хаха!
Хороша ты, наша барышня, хороша! (качают головой).
Раз, два, три!
Нас ты, барышня, догони! (дети убегают, барышня их ловит).

 

Многих поэтов народные игрушки вдохновили на сочинение стихотворений. Наши дети выучили стихи, но о  народных игрушках. (дети читаю стихотворения)
Дымковский индюк.

Вот индюк нарядный, весь такой он ладный.
У большого индюка все расписаны бока.
Всех нарядом удивил, крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост, у него совсем не прост-
Точно солнечный цветок, а высокий гребешок
Красной краскою горя, как корона у царя.
Индюк красочно красив, он напыщен, горделив.
Смотрит свысока вокруг птица важная - индюк.


Мои игрушки. В. Василенко.

Со старинной сказкой схожи, появились предо мной.
Их рога на ель похожи, цвет их желтый, голубой.
Темно-красный и зеленый. Стройный козлик и олень.
Забавлять меня готовы, быть со мною целый день.
На столе моём охотно отыскали уголок.
За моей следят работой, чтобы я устать не мог.
И рога у них большие. Глаз нельзя от них отвести.
Удивительно живые – не попросят лишь поесть.
«Водоноска».

За студеною водицей водоноска-молодица,

Как лебедушка, плывет, ведра красные несет

На коромысле, не спеша, посмотри, как хороша!

Эта девица-краса, тугая черная коса,

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво, водоноска так красива!

Как лебедушка плывет, песню тихую поет!

Дымка.

Ели спят у большака в инее седом,

Спят деревья, спит река, скованная льдом.

Мягко падает снежок, вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом.

Голубые дали, и село большое «Дымково» назвали!

Там любили песни, пляски, и в селе рождались чудо-сказки,

Вечера зимою длинны, и лепили там из глины

Все игрушки не простые, а волшебно-расписные.

Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски -

Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

И пошла о «дымке» слава, заслужив на это право,

Говорят о ней повсюду, удивительное чудо!

Мы поклонимся не раз и о древней дымковской игрушке

Поведем сейчас рассказ!

 

 

 

 

- Посмотрите. Эти вещи нынче в гости к нам пришли.
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, в мир добра.
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди мастера.

- Русские мастера умели трудиться и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, поэтому изделия получились такими красивыми.

 

Итог занятия: что сегодня узнали,

С игрушками мы не прощаемся. Предлагаю вам дома рассказать родителям о народных игрушках и нарисовать любую из них. А завтра вы принесете рисунки и мы  с детьми угадаем какою игрушку вы изобразили и правильный ли на ней узор.

 

  

(рассказ воспитателя)
Близ старинного подмосковного города Сергиева Посада, на высокой горе среди лесов и полей, раскинулось село Богородское. По народному преданию давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых деточек. Вырезала она из чурбачка (показ) фигурку и назвала ее «Аука». Дети порадовались, поиграли и закинули «ауку» за печку. Раз муж стал собираться на ярмарку и говорит: Возьму-ка я «ауку» на базар и покажу её торгашам. «Ауку» купили и заказали еще. С тех пор и появилась резьба игрушки в Богородском и стала она называться Богородская игрушка.

 

Дидактическая игра : «СОБЕРИ ЦЕЛОЕ.»

Практическое содержание:-      научить детей ориентироваться в различных видах росписи; развивать мышление, внимание, мелкую моторику пальцев.

-закрепить знания детей об истории некоторых видов на­родного промысла.

Материал: плоскостные силуэты изделий, расписанные под Дымку и филимоновские, разрезанные на несколько частей.

Ход игры: воспитатель предлагает детям собрать изделия вариант: кто быстрее), назвать вид росписи.

 


Нравится
Другие новости этой организации:

2 младшая «Колобок»
Россия, Таганрог, пер. Смирновский, 30
2 младшая «Колобок»
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!