Конспект НОД по рисованию в старшей группе с использованием нетрадиционных техник

12 марта 2018

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 64»

 

Конспект НОД

по рисованию в старшей группе,

с использованием нетрадиционных техник

(Свеча и гуашь, Пластилинография ,Рисование-оттиск  ватной палочкой , катушкой, восковыми карандашами.)

Воспитатель : Воронкова И.В.

2018год.

 

 

 

 

 

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Рисунки-подарки для наших друзей.» (Инновационные педтехнологии в ИЗОдеятельности.) 

Цель: Выявление и развитие творческих способностей у детей старшей группы путём проведения занимательных занятий .

Задачи: Обучающие: Познакомить детей с некоторыми видами нетрадиционной техники рисования. Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках выбирая материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.

Развивающие: Развивать творчество, фантазию. Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти, на помощь друг другу.

Воспитательные: Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними; 

 Предварительная работа: рисование разными способами , свечой , восковыми карандашами , пластилином,  печатаньем с помощью различных предметов.

Методы и приемы: беседа, использование нетрадиционной техники рисования, музыкальное сопровождение.

Материалы: лист плотной бумаги белого и разного цветов, свеча, трафарет - звёзды, деревьев , ёлочек, гуашь, кусочек поролона (на каждого ребёнка) кисточки , ватные палочки , катушки, пластилин , доска для лепки , салфетки, аудиозапись.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите кого сегодня нет и почему?

Ответы детей: Андрюши , Венеры , Маши , они болеют.

Воспитатель: Когда вы болеете , какое у вас настроение и как вы себя чувствуете?

Ответы детей: Плохо и скучно.

Воспитатель: А как мы можем помочь нашим друзьям?

Ответы детей: Нарисовать для них весёлые и красивые картинки и передать им.

Воспитатель: Ребята, а давайте сегодня мы  нарисуем необычные картинки , разные с помощью необычных предметов, а каких?

Ответы детей: Можно нарисовать свечкой , восковыми карандашами , печатать, пластилином.

Воспитатель:  да этим можно рисовать , а давайте вспомним как можно этим рисовать ? Ответы детей. А теперь я предлагаю придумать вам картинки и чем вы будете рисовать , присесть за столы и начинать работать.

Практическая часть

Звучит тихая музыка. Дети рассаживаются и выполняют работу. Прохожу между столами и спрашиваю для кого он выполняет работу. (Во время работы детей, оказывается помощь).

  Заключительная часть

По завершении работ, рисунки развешиваются на специально приготовленный стенд (доску).

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, спасибо! Мы обязательно передадим нашим друзьям работы и пожелаем им скорее выздороветь   и прийти к нам.

 

 

 

 

Доклад  Воспитателя : Воронковой И.В.

                                                         от 10.01.2018г.

ТЕМА :« Одна из форм работы с детьми с ОВЗ.»

Тема работы: «Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата  посредством  декоративного рисования.» 

        Я, Воронкова И.В. работаю в детском саду г. Таганрога №64 для детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата.  

 Актуальность выбранной темы заключается в необходимости адаптации ребенка с недостаточным развитием мелкой моторики рук к будущей жизни, в том числе и для подготовки руки к письму.

Овладение разнообразными движениями рук способами действия различными инструментами имеет важное  значение  для психического развития. Развитие моторики начинается очень рано и постепенно усложняется  с включением всё более сложных орудивных действий и среди них рисование  имеет огромное значение для развития мышления и разнообразных способностей.  ( образно сказ. Сухомлинский « Способности у детей на кончиках пальцев .») Декоративное рисование может помочь развитию мелкой моторики и одновременно решить вопросы эстетического, нравственного воспитания, развития мыслительной деятельности ребенка. Так технические приемы рисования помогают в развитии двигательных ощущений мелкой моторики руки - ведь детям приходится прорисовывать, различные элементы росписи: Ритмичность в расположении элементов декоративного узора способствует и развитию чувства ритма у ребенка. Рисуя узор, дети учатся держать линию. Рисование травки, точек, коротких штрихов учит ограничивать движения, что будет необходимо  ребенку в дальнейшем при написании букв, слов, строки. Многие детали узора напоминают фрагменты букв К тому же, рисование оказывает влияние на мыслительную деятельность, так как рисунок представляет собой тот же рассказ, но только не словами, а изобразительными средствами.. При рисовании - возникновение изображения доставляет детям удовольствие. А также ребенок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение. Народная игрушка   и предметы быта украшенные народными мастерами , ярки и красочны вызывают познавательный интерес и эмоциональный отклик у детей. Роспись игрушек и предметов быта способствует  развитию пространственной ориентировки  и развитию мелкой моторики .Обыгрывание игрушек даёт возможность общаться , взаимодействовать друг с другом развивать речь , мышление фантазию .Воспитывает и патриотические чувства  узнавая историю игрушки и народным мастеров. разнообразие и богатство культуры народа, традиций и обычаев, передаваемых от поколения к поколению.

 Значимость формирования здорового образа жизни у детей  и сохранности здоровья, осуществление необходимой коррек­ции недостатков в их развитии подчеркивается во всех государственных стратегических документах: новом Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении, Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и других. 

Цель моей работы:

Развитие мелкой моторики у детей с особыми образовательными потребностями  путем ознакомления с предметами народного декоративно – прикладного искусства и декоративного рисования.

Для реализации этой цели я определила следующие

задачи:

1.      Определить уровень знаний детей о народном декоративно – прикладном искусстве и технические навыки детей в декоративном рисовании.

2.      Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству.

3.      Познакомить детей с предметами декоративно – прикладного искусства.

4.      Развивать мелкую моторику рук формируя навыки технического исполнения разных видов росписи.

5.      Формировать любовь к народному декоративно – прикладному искусству вызывать эмоциональный отклик, обогащать духовный мир детей.

Работа велась в несколько  этапов.

На 1 этапе я адаптировала и  провела предварительную педагогическую диагностику освоения детьми программы «Детство» по разделу «Изобразительное искусство и художественная деятельность детей» авторы Л.М.Гурович, Н.А.Курочкина, А.И. Ходькова. Диагностика позволила выявить:  детям нравятся предметы дек.прик.ис-ва  но не всегда их различают ,познавательный интерес выражен слабо , изготовление предметов  и технические навыки находятся на низком уровне., затруднено из-за слабо развитой мелкой моторики.

На 2 –м этапе

Модернизировали развивающую среду  для приобщения детей и родителей к народному творчеству.

              Мы организовали постоянно сменяющуюся предметно – пространственную среду:

  • Организовывали выставки; детских рисунков и работ;
  • иллюстрации и алгоритмы рисования каждого вида росписи;
  • Приобрели и изготовили дидактические игры:

            «Обведи элемент»«Узнай вид росписи по элементу»

            «Какой элемент лишний» «Выбери цвета, присущие этому виду  росписи» «О чем говорится»«Найди пару» «Собери целое»«Декоративное домино»«На что похоже» «Поможем художнику» «Придумай сказку, рассказ о народной игрушке»   

  • Изготовили шаблоны народных игрушек и предметов.                Постоянно изготавливали и меняли пособия с загадками, кроссвордами, ребусами.
  • Обновили материал для игр - инсценировок и   игр -   драматизаций для импровизации на основе литературного текста.
  • В  уголке ИЗО «Кисточка и карандаш» создали «мастерскую», где дети совместно с педагогом  изготавливали  игрушки и предметы декоративно – прикладного искусства.

   На 3 –м этапе

   Была организована непосредственная работа с детьми по:

1. Развитию  интереса к народной игрушке

Задачи работы с детьми:

Развивать интерес к народной игрушке, учить узнавать знакомые образы (птица, конь, барышня, матрёшка), видеть их яркость, нарядность, любоваться ими, выделять некоторые элементы, их цвет.

геометрических, растительных узоров, стилизацию знакомых форм (трава, ягода, цветок, лист).

 

       Мы планировали и проводили веселые ярмарки 2.Обучению  декоративному рисованию на основе народного декоративно-прикладного искусства, знакомству с некоторыми приёмами народных мастеров в рисовании.

Задачи работы с детьми.

. Учить украшать изображения предметов, элементов узора, располагать их на всём листе, ритмично заполняя лист одинаковыми элементами (по форме, величине, цвету) или чередуя их.   Технические задачи ставились с учетом психофизических возможностей детей и направлялись на обязательное освоение и создание ситуации успеха.

3.Формированию  детского декоративного творчества.

Задачи работы с детьми:

 Выбирать вид народного искусства, его элементы, сочетания цветов, композиций, создавать творческие композиции, определив только назначение предмета (задачи дети решают по-своему).

         Был адаптирован перспективный план  по ознакомлению с   разными видами  народно – декоративно – прикладного искусства на все возрастные группы, опираясь на задачи программы «Детство»,  используя методическое пособие Т.Г. Казаковой «Развивайте у дошкольников творчество» и  В.В.Гавриловой, Л.А. Артемьевой «Декоративное рисование с детьми», учитывая  физические возможности детей. В план включили предварительную работу с детьми, технические минутки, разнообразные игры, упражнения для   овладения детьми различными элементами росписи, художественные произведения.

    Разработан алгоритм ознакомления детей с декоративно – прикладным искусством:

v  Знакомство детей с видом росписи (беседа, рассказ, чтение художественной литературы, рассматривание предметов).

v  Дидактические игры Технические минутки

v  Специально – организованное обучение в форме занятий.

v  Закрепление рисования в совместной деятельности посредством алгоритмов.

v  Работа с родителями (консультации, совместное посещение выставок)

        В связи со слабо развитой мелкой моторикой рук  определена последовательность обучения техническим навыкам от простого к сложному:

  • Нарисуй элемент в воздухе Обведи элемент Обведи и раскрась
  • Рисование пальчиком Рисование тычком Рисование кисточкой

Пальчиковая гимнастика.

       Особенностью нашей работы было увеличение времени освоения  каждого этапа, технического приема -  исходя из возможностей детей и для создания ситуации успеха каждому ребенку.                       

– развлечения, объединяющие разные виды искусства – музыку, живопись, литературу,  с последующей «продажей» предметов, изготовленных руками детей.   «Народные игрушки», «Золотая Хохлома», «Голубая Гжель».

                Интеллектуально – речевые игры: викторины, конкурсы по форме организации как телеигры  «Умники и умницы», «Звездный час», «Поле чудес», «Самый умный».   Сотрудничали с музеем градостроительства и быта – посещали тематические выставки по  ознакомлению с предметами декоративно – прикладного искусства. Проводили  родительские собрания, консультации, совместные досуги с родителями.

              Вопросы рассматриваемой нами проблемы постоянно находятся в процессе изучения  и адаптации в дошкольном образовательном учреждении. Проводились:

v  -  консультация « Народное декоративно – прикладное искусство как возможность патриотического воспитания детей»;

v  семинар «Особенности ознакомления с декоративно – прикладным искусством в  младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте»;

v  семинар «Нетрадиционные изобразительные техники в декоративном рисовании для развития мелкой моторики рук»;

v  педсовет « Развитие творческого потенциала детей средствами декоративного рисования»;

v  мастер – класс «Декоративное рисование как средство развития мелкой моторики рук».

А также данная тема поднималась на курсах ИПК и ПРО.

Результат:

 По итогам работы я провела итоговую педагогическую диагностику

освоения детьми программы «Детство» по разделу «Изобразительное искусство и художественная деятельность детей» авторы Л.М.Гурович, Н.А.Курочкина, А.И. Ходькова.  

Проанализировав ее результаты, отметила положительную динамику, которая проявилась в следующем:

-у детей проявился устойчивый интерес  к  предметам декоративно – прикладного искусства;

-уверенные знания о декоративно – прикладном искусстве;

-улучшилась мелкая моторика рук, рука стала более «твердой», проявилось качество работы с кистью -  15% с высоким,  50 %  со средним,  35 % детей с низким уровнем технических навыков;

-обогатился словарный запас детей;

- почти у всех детей  возникло стремление к преодолению трудностей;

-дети научились использовать изобразительный опыт в  творческой деятельности, при создании собственных   рисунков и поделок.

           Нами систематизирован методический материал и создан перспективно – тематический план на все возрастные группы; модернизирована постоянно меняющаяся предметно – пространственная среда;  разработаны материалы для консультаций родителей по приобщению детей к народному декоративно – прикладному искусству.

          Опыт моей работы используется педагогами нашего ДОУ.

Перспективы работы:  В старших группах предполагаю продолжить начатую работу и  уделить внимание ручному труду по изготовлению предметов народного декоративно – прикладного искусства для формирования у детей чувства принадлежности к своему народу, его культуре, развития моторики рук.

 

 

 

Консультация  для родителей на тему : «Роль искусства в развитии ребенка»

Подготовила воспитатель Воронкова И.В.

2018 год
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. В древние времена искусство было неразрывно связано с магией, однако на более поздних этапах развития общества его предназначение сменилось. В современном мире искусство – это не только способ передачи информации, но и своеобразный «будильник» для человеческой души. Оно пробуждает в сердцах людей все самое прекрасное, призывает к благородным поступкам, актуализирует нравственные ориентиры. И, конечно, искусство воспитывает. Его роль в воспитании человека невозможно переоценить.
Если говорить об искусстве в приложении к детям, оно как воздух необходимо для их нормального развития. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на окружающий мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту. В результате растущий человек получает верные нравственные ориентиры, и его личность развивается гармонично.
Развиваясь с помощью искусства, ребенок выступает не только как зритель, но и как творец. Детям доступны практически все виды изобразительного и декоративно-прикладного творчества – рисование, лепка, вышивка, плетение и другие. Такое творческое выражение необходимо как воздух способным, одаренным детям, оно помогает развитию их талантов, может стать призванием и делом всей жизни.
Но еще более необходимо искусство как таковое, а особенно творчество детям с какими-либо нарушениями развития. Давно уже известно, что творчество способно исцелять, а также корректировать последствия даже самых тяжелых врожденных заболеваний. Неслучайно все реабилитационные программы для детей-инвалидов не обходятся без приобщения малышей к искусству.
Роль изобразительного и прикладного искусства в воспитании ребенка связана с естественной потребностью человека к самовыражению. Каждому человеку, независимо от возраста, необходимо в какой-либо форме выплескивать новые впечатления, позитивные и негативные эмоции, возникающие в связи с теми или иными событиями. 
Человек, обделенный в детстве творчеством, испытывает трудности в общении с другими людьми, ему трудно создавать семью и воспитывать своих собственных детей, трудно найти свое призвание в жизни. Поэтому приобщение детей к искусству начинается уже с самого раннего возраста и продолжается вплоть до взросления. Даже если искусство не станет призванием человека, и его будущая профессия будет слабо связана с творчеством, оно все равно необходимо, так как создает условия для гармоничного развития личности.
В процессе воспитания детей искусство используется не только как эталон прекрасного, нравственный ориентир и способ самовыражения. Огромную роль оно играет и в процессе познания окружающего мира. Изображая окружающие предметы и явления, ребенок овладевает такими понятиями, как форма, цвет, оттенок, размер, масштаб, перспектива и другими. В результате познавательная деятельность ребенка протекает активнее, быстрее и эффективнее формируется базовый понятийный аппарат, развивается образное мышление. 
Не говоря уже о том, что большинство видов декоративно-прикладного творчества способствуют развитию мелкой моторики, которая в свою очередь стимулирует те участки головного мозга, которые связаны с памятью, вниманием, усидчивостью и другими качествами, необходимыми для успешного обучения. Поэтому дети, имевшие возможность творческого самовыражения, наиболее успешны в учебе и других видах интеллектуальной деятельности.
Итак, искусство формирует личность человека, развивает его интеллектуальный потенциал и чувственное восприятие, задает правильные нравственные ориентиры и приобщает его к своей культурной среде. При этом довольно сложно оценить возраст начала эстетического развития. На сегодняшний день считается, что искусство играет значительную роль в развитии человека, начиная с его рождения.
Но одно не вызывает сомнений – первыми проводниками в мир искусства, как и наставниками, выступают родители. Приобщение к искусству и местным культурным традициям начинается в семье и продолжается всю жизнь. От того, каким будет старт, зависит дальнейшее развитие ребенка, полнота и красота его личности, успешность во взрослой самостоятельной жизни. Поэтому главной задачей родителей, их долгом, является создание соответствующих условий, в которых ребенку будет доступно как ознакомление с шедеврами, так и творческое самовыражение.

 

 


Нравится
Другие новости этой организации:

2 младшая «Колобок»
Россия, Таганрог, пер. Смирновский, 30
2 младшая «Колобок»
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!