Игры и упражнения при обучении детей грамоте

15 декабря 2019

При обучении дошкольника чтению родители порой сталкиваются с тем, что ребенок не может запомнить буквы, смешивает их между собой. Процесс обучения грамоте затягивается, ребенок переживает, интерес к чтению теряется. В школе трудности в различении   сходных графически букв начинают проявляться ярче и заключаются в стойких ошибках при чтении и письме.

Часто родители объясняют эти ошибки невнимательностью ребенка, но, на самом деле, они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии, ни с невнимательностью, а обусловлены недостаточной способностью распознавать символические знаки - буквы.

Помогут дошкольнику быстрее запомнить буквы и избежать трудностей в овладении чтением и письмом разные игровые приемы, игры и упражнения.

 

 

Восприятие общей формы буквы

 

  Обучение грамоте идет по направлению от звука к букве, то есть сначала малыша знакомят с определённым звуком, учат правильно его произносить, выделять из ряда слов, и только потом знакомят с буквой, которой обозначается этот звук на письме.

Затем предложите ребенку подобрать зрительный образ к букве, то есть найти предметы, зрительно напоминающие букву, например: буква П – ворота, О – обруч, А – крыша и т.д.

Прочитайте ребенку стихотворение о букве. Данные стихи дают целостное описание зрительного образа буквы.

 

 

Изучение состава буквы (её элементов и их расположения)

 

 И далее очень важно изучить элементы, из которых состоит буква, их расположение в пространстве и познакомить с траекторией движения руки при написании буквы:

- Обвести букву пальчиком. Буква должна быть довольно крупного размера.

Обязательно спросите: «Какую букву ты обвел пальчиком?»

 -  Написание буквы пальцем в воздухе, на столе, на ладони, на крупе.

 

Для закрепления зрительного образа буквы можно предложить:

·  Самостоятельное написание буквы (по образцу, словесной инструкции). Можно предложить ребёнку во время прогулки написать заданную букву веточкой на песке, на снегу.

·     Игра «Какую букву я написала?». Определение буквы, «написанной» на спине ребенка.

·     Игра «Узнай букву». Ребенок узнает и обводит буквы, написанные точками.

·   Игра «Помоги Незнайке».  На столе лежат карточки с парами букв, записанными правильно и зеркально. Дошкольнику предлагается рассмотреть карточку и выбрать правильный образ буквы: «Какую букву Незнайка написал правильно?»

·     Игра «Зоркие глаза». Найти букву среди ряда других букв.

·     Игра «Какая буква выглянула в окошко?» - узнавание букв по элементам.

·   Игра «Волшебный мешочек».  Ощупывание картонных, пластмассовых букв, определение на ощупь, какая буква в руках.

В следующей статье будут предложены игровые упражнения по конструированию и различению сходных графически букв.

 

Учитель-логопед высшей

квалификационной категории

Кривенко Т.В.

 

Игра «Найди букву»

 

 

 

Игра «Помоги Буратино узнать букву по фрагментам»

 

 


Нравится
Специалист: учитель-логопед Кривенко Т.В.
Россия, Таганрог, ул. Чехова, 339-3
Специалист: учитель-логопед Кривенко Т.В.
+7 (8634) 33-17-04
+7 (8634) 380-375 sad95.virtualtaganrog.ru
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!