Урок №4. Учимся слушать ребенка

26 февраля — 31 декабря

 


Уважаемые Родители, приглашаем Вас на следующее заочное занятие, которое  поможет Вам овладеть техникой «активного слушания» ребенка. 
Чаще всего причины трудностей ребёнка спрятаны в сфере его чувств. Практическими действиями ему не помочь, лучше всего... его послушать. Правда, иначе, чем Вы привыкли. Существует способ «помогающего слушания», иначе его называют «активным слушанием».
Что же это значит – активно слушать ребенка?
Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать – это дать ему понять, что вы знаете о его переживаниях (или состоянии), «слышите» его.
Для этого лучше всего сказать, что именно, по Вашему впечатлению, чувствует сейчас ребенок. Желательно назвать «по имени» это его чувство или переживание.
Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он Вам поведал, при этом обозначив его чувство.
Ответы по способу активного слушания показывают, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка и готов принять её.
 
Например:
• Мама сидит  в парке на скамейке, к ней подбегает её трехлетний малыш и в слезах говорит: «Он отнял мою машинку!»
Мама: «Ты очень огорчен и рассержен на него.»
Такое буквальное сочувствие родителя производит на ребенка особое впечатление. Многие родители, которые впервые попробовали спокойно «озвучить» чувства ребенка, рассказывают о неожиданных результатах.
 
При диалоге с ребенком по способу «активного слушания», следует обратить внимание на соблюдение  четырех основных правил беседы:
Во-первых, если Вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно, чтобы его и Ваши глаза находились на одном уровне.
Избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите, смотря телевизор, читая газету или лежа на диване. Ваше положение по отношению к нему и Ваша поза – первые и самые сильные сигналы о том, насколько Вы готовы его слушать и слышать.
Во-вторых, если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.
Например:
________________________________________________________________________
* Гиппернрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как?
 
СЫН (с мрачным видом): Не буду больше играть с Петей!
МАТЬ (утвердительно): Ты на него обиделся.
Возможные неправильные реплики:
- А что случилось?
- Ты что, на него обиделся?
Первая фраза родителя была более удачна, потому что она сразу показывает, что он настроился на «эмоциональную волну» сына, что он его слышит и принимает его огорчение. При таком ответе ребенку будет легче начать рассказывать о случившемся.  В других двух случаях ребенок может подумать, что родитель не с ним, хотя это совсем не так, мать сочувствует сыну, но фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия.
 
В-третьих, очень важно в беседе «держать паузу». После каждой Вашей реплики лучше всего помолчать. Помните, это время принадлежит ребенку, не забивайте его Вашими соображениями и замечаниями. Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и полнее почувствовать, что Вы рядом.
Помолчать хорошо и после ответа ребенка – может быть, он что-то еще добавит. По внешнему виду Вы можете понять, готов ли ребенок услышать Вашу реплику. Если глаза смотрят не на Вас, вниз, вдаль, в сторону или «внутрь», то продолжайте молчать – в нем сейчас происходит очень важная и нужная внутренняя работа.
 
В-четвертых, в Вашем ответе также полезно повторить, как Вы поняли то, что  случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство.   
Так, ответ матери в предыдущем примере мог бы состоять из двух фраз.
Сын (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей.
МАТЬ (утвердительное повторение  услышанного): Не хочешь с ним больше дружить. 
СЫН: Да, не хочу.
МАТЬ (после паузы обозначает чувство): Ты на него обиделся. 
Конечно, может случиться, что Вы не совсем угадали чувство или событие, случившееся с ребенком. Не смущайтесь, в следующей фразе он сам Вас поправит. Будьте внимательны к его поправке и покажите, что вы её приняли.
Многие родители задают вопрос: «Обязательно ли, слушая ребенка, отвечать развернутыми фразами?»
Совсем не обязательно. Когда ребенка переполняют впечатления, и он говорит «не закрывая рта», знайте, всё, в чем он нуждается, - это в Вашем присутствии и внимании. Такой способ слушания называется «пассивным». При таком слушании употребляются короткие фразы и слова. Междометия, просто мимические знаки, говорящие о том, что Вы слушаете и отзываетесь на детские чувства: «Да-да…», «Ага!», «Неужели?», «Расскажи ещё…», «Интересно», «Ты так и сказал!», «Вот-вот…», «Замечательно!», «Ну надо же!..» и т. п.
Короткие слова уместны и при рассказе об отрицательных переживаниях: «Рассказывай, милая…», «Рассказывай, слушаю» и т. п.
 
Хотелось бы отметить, что беседа по способу активного слушания очень непривычна, и овладеть ею непросто. Однако этот способ быстро дает три положительных результата:
1. Исчезнет или сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Здесь сказывается закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.
2. Ребенок начинает рассказывать о себе все больше: убедившись, что взрослый готов его слушать, ребенок развивает тему жалобы.  Иногда в одной беседе может размотаться целый клубок проблем и огорчений.
 
Например:
Мама укладывает четырехлетнюю дочь спать. Девочка просит посидеть с ней. 
ДОЧЬ: Мамочка, посиди еще капельку, ну чуть-чуть!
МАМА: Машенька, уже поздно, все ребята спят.
ДОЧЬ: Целый день я одна и одна, не хочу больше!
МАМА: Ты целый день с ребятами в саду играешь… (вспоминает активное слушание). Ты чувствуешь себя одинокой…
ДОЧЬ: Да, ребят много, а мамы в саду нет.
МАМА: Ты скучаешь без меня.
ДОЧЬ: Скучаю, а Петров дерется.
МАМА: Ты на него сердита.
ДОЧЬ: Он мою игрушку поломал!
МАМА: Ты расстроилась…
ДОЧЬ: Нет, я его толкнула, чтоб не ломал, а он меня кубиком по спине ударил.
МАМА: Больно было… (Пауза.)
ДОЧЬ: Больно, а тебя нет!
МАМА: Ты хотела, чтобы я тебя пожалела.
ДОЧЬ: Я хотела с тобой пойти…
МАМА: Пойти…(Пауза.)
ДОЧЬ: Ты обещала меня в зоопарк  сводить, я все жду-жду, а ты не ведешь!

Как часто мы оставляем детей наедине с грузом переживаний своими решительными фразами: «Поздно!», «Пора спать!», «Мне некогда!», в то время как несколько минут активного слушания могут по-настоящему помочь установить контакт с ребенком и успокоить его.
 
3. Ребенок в беседе по способу активного слушания сам может продвигаться в решении своей проблемы.
Помимо положительных результатов, которые можно обнаружить при удачном активном слушании ребенка в ходе беседы, Вы постепенно заметите замечательные изменения общего характера:
• дети сами начинают активно слушать родителей.
• родители становятся более чувствительными к нуждам и горестям ребенка.           

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ.

Задание первое.
Перед Вами таблица, в которой нужно заполнить графу «Чувства ребенка». В левой колонке Вы найдете описание ситуации и слова ребенка, справа напишите, какие, по Вашему мнению, чувства он испытывает в этом случае. Пока не думайте о Вашем ответе.

 

Ситуация

и слова ребенка

Чувства ребенка

Ваш ответ

1.     (Образец): «Сегодня, когда я гуляла в детском саду, Петя выбил из рук ведерко и из него все высыпалось».

 

2.     (Ребенку сделали укол, он плачет): «Доктор плохой!»

 

3.     (Старший сын - маме): «Ты всегда её защищаешь, говоришь «маленькая, маленькая», а меня никогда не жалеешь!»

 

4.     «Сегодня на занятии я не поняла, как выполнить задание и сказала об этом воспитателю, а все дети смеялись».

 

5.     (Ребенок роняет чашку, та разбивается). «Ой!!! Моя чашечка!»

 

6.     (Влетает в дверь): «Мама, ты знаешь, я сегодня первый собрал пазлы!»

 

7.     «Ну, надо же, я забыла собрать после игры свои игрушки!»

 

Огорчение, обида.

Ты очень расстроилась. Тебе было очень обидно.

 

Задание второе.
Теперь запишите в третьей колонке Ваш ответ на слова ребенка. Обозначьте в этой фразе чувство, которое (по Вашему мнению, предположению) он  испытывает.
Примечание. 
Правильные ответы к этому  и предыдущему заданиям Вы найдете в конце урока.
 
Задание третье.
Начните тоже делать в Вашем повседневном общении с ребенком: замечайте моменты его различных переживаний, когда он обижен, расстроен, боится, не хочет, рассержен, радостен, нетерпелив, увлечен… и называйте их в Вашем обращении к нему.
Помните о повествовательной (не вопросительной) форме Вашей реплики и о паузе после ваших слов.
Ответы на задания 1 и 2.

Возможные ответы родителя:
1. Ты очень расстроилась, и было обидно.
2. Тебе больно, ты рассердилась на доктора.
3. Тебе хочется, чтобы я тебя тоже защищала.
4. Было очень неловко и обидно.
5. Ты испугалась, и чашечку очень жалко.
6. Здорово! Я вижу, ты очень рад.
7. Очень досадно…




 
Педагог-психолог
Адрес
Таганрог, ул. Жуковского, 3
Часы приема и консультаций родителей
Часы приема: Ежедневно 10:00-12:00
Заведующий: Захарова Марина Александровна
Телефон заведующего: +7 (8634) 39-59- 41
График работы
Часы работы: 06:30 - 18:30
Выходные дни: Суббота, Воскресенье
Перерыв: Без перерыва
Телефоны
+7 (8634) 33-45-24
Кто пойдет?
Пока никто не отметился

Нет комментариев. Ваш будет первым!