Упражнения для развития речи

Сегодня 16-31 декабря

      Консультация для родителей.

Упражнения для развития речи

      Логопеды утверждают,  развитие речи в дошкольном возрасте длится от рождения и до самой школы. Даже если ребенок выговаривает все звуки, родители должны озаботиться развитием речевой культуры и грамотности малыша. И уж тем более, если ребенок имеет речевой  дефект, ему необходимо уделять особое внимание.

Роль речи в развитии ребенка – формирование мышления и навыков общения со сверстниками и взрослыми. Малыш, который разговаривает плохо, часто стесняется своей речи, ему трудно выражать мысли и объяснять желания. Такой ребенок с трудом отвечает на занятиях и проигрывает на фоне ровесников, умеющих выражаться четко и ясно.

Если Вы сомневаетесь в том, что развитие речи дошкольника происходит нормально и не имеет патологических отклонений – лучше посетить врача (невролога, психиатра, логопеда) и ни в коем случае не ставить диагнозы самостоятельно.

Особенности развития речи в дошкольном возрасте таковы, что со временем недостатки речи закрепляются, становятся хроническими. Бороться с хроническим недугом тяжело, а, порой, уже поздно. Логопеды уверяют, что родители могут и должны заниматься профилактикой речевых дефектов.

 

1.  Упражнения для развития речевого дыхания.

Чтобы ребенок хорошо выговаривал звуки «с-з», «ж-ш», «р», важно научиться делать сильный вдох. Для этого можно выполнять дыхательные упражнения:

 

Упражнение «Снежинки».

Возьмите маленькие кусочки ваты или бумажных салфеток, положите малышу на ладонь. Покажите, как надо сдувать «снежинки», надувая щеки и набирая в рот по-больше воздуха. Пусть ребенок повторит 3-4 раза.

 

Упражнение «Бабочки».

Несколько бумажных ярких бабочек подвесьте на уровне лица. Подуйте на них, и они «полетят». Путь малыш тоже подует на них, но не более семи-десяти секунд, так как может закружиться голова.

В результате, благодаря терпеливой и целенаправленной работе взрослых с детьми, речь ребенка станет богаче, ярче.

 

Упражнение «Загони мяч в ворота».

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками. 

 

2. Упражнения для развития мелкой моторики рук.

Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие. Пальчиковые игры, подобные этим, имеют не развлекательное, а развивающее и оздоравливающее действие.

 

Упражнения для развития речи могут быть самые простые, например:

1. Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук. Можно использовать резиновые игрушки.

- Ты, утенок, не пищи!

- Лучше маму поищи.

2. Погладить котенка (расслабляющее упражнение для пальцев).

- Киса, кисонька, кисуля! –

Позвала котенка Юля.

- Не спеши домой, постой! –

И погладила рукой.

 

3. Упражнения для развития связной речи.

Упражнение «Интервью»

Это упражнение для детей от 4 лет. Предложите ребенку стать журналистом. Вы берёте на себя роль  известного ученого или врача, а малышу нужно подготовить о вас статью. Перечень вопросов можно готовить вместе. Не забудьте продумать и подготовить развернутые ответы! Вы не только весело проведете время с ребенком, но и привьете ему социальные навыки, а также разовьете диалогическую речь малыша.

 

Упражнение «Чем отличаются картинки?». 

Предложить ребёнку сравнить и рассказать об отличиях двух картинок.

 

Упражнение «Старая сказка с новым концом».

Предложить ребёнку придумать свою концовку известной сказки. Этим саамы Вы сможете развить у ребёнка связную речь и воображение.

 

Упражнение «Магазин игрушек».

Взрослый предлагает ребёнку открыть магазин игрушек. Но купить её можно только тогда, когда расскажешь, какую игрушку хочешь купить, не называя её.

 

  Как видите, все предложенные нами игры и упражнения для развития речи дошкольников не требуют специального образования и знаний.

Главное — находить для этого время и не лениться. Чем раньше вы обратите внимание на дефекты речи ребенка, тем быстрее и лучше сможете их исправить.

 

учитель-логопед МБДОУ д/с № 93

Брындикова  Наталья Адамовна

 

 

Учитель-логопед
Адрес
Таганрог, ул. Дзержинского, 171-1
Часы приема и консультаций родителей
Часы приема: Понедельник 09:00-11:00, Среда 15:00-17:00
Заведующий: Каданова Татьяна Валерьевна
Телефон заведующего: +7 (8634) 60-17-54
График работы
Часы работы: 06:30 - 18:30
Перерыв: Без перерыва
Выходные дни: Суббота, Воскресенье
Телефоны
+7 (8634) 60-23-03
Кто пойдет?
Пока никто не отметился

Нет комментариев. Ваш будет первым!