Речевая готовность ребёнка к школе

Сегодня 19-31 мая

 Речевая готовность ребёнка к школе 

 

учитель-логопед МБДОУ д/с № 93

Брындикова  Наталья Адамовна

15.05.2017.

 

         Важным событием  для ребенка 7 лет является переход на новую ступень обучения: дошкольник идёт в школу. Смена основного вида деятельности от игровой к учебной значительно влияет на мотивацию и поведение ребенка.

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

Прежде всего ребёнок должен усвоить родной язык как средство общения:

- сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);

- сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

- готовность к звуко-буквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове:

- знакомство с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.

- умение работать со схемой слова, разрезной азбукой

- владение навыками послогового чтения.

Если у первоклассников нарушен фонематический и лексико-грамматический строй речи, то это создаёт серьезные проблемы в усвоении общеобразовательных программ.

 Младшие школьники, как правило, пишут так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в основном по родному языку и чтению) отмечается большое количество детей с фонетическими дефектами. Это является основной причиной возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

Школьники, у которых  нарушено только звукопроизношение, как правило, учатся успешно. Такие  речевые нарушения обычно не препятствуют усвоению школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в ошибок на письме, связанных с недостатками звукопроизношения

Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому  взрослые не сразу обращают на них внимание. Однако нарушения фонематического восприятия   лексико-грамматического строя речи  серьёзно влияют на усвоение ребёнком школьной программы. Подобных ошибок можно избежать, если с ребёнком проводить коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речи, а именно нарушения фонематического восприятия, аграмматизмов в лексическом строе речи.

Основная задача родителей — вовремя заметить речевые нарушения своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем эффективнее её результат.

Как родителям обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

- создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;

- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей;

- не ругать ребенка, если его речь нарушена;

- корректно, деликатно исправлять неправильное произношение;

- не усиливать внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- нацеливать на позитивный настрой на логопедические занятия.

Особое внимание уделять речевому окружению ребенка. Речь взрослых должна быть четкой, ясной, грамотной. Родителям необходимо как можно активнее расширять словарный запас детей.

Однако часто родители не уделяют особого внимания исправлению речевых нарушений. На это имеются две причины:

1) родители сами не слышат дефектов звукопроизношения своих детей;

2) не придают им серьезного значения, надеясь, что ребёнок подрастёт и все недостатки исчезнут сами по себе.

Но время, благоприятное для исправления речи проходит, ребенок из детского сада переходит в школу, и речевые нарушения начинают доставлять ему много огорчений. Сверстники смеются над ним, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются орфографические ошибки. Ребенок начинает стесняться, замыкаться в себе, отказываться отвечать урок у доски, выступать перед аудиторией. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за плохих оценок по русскому языку.

В такой ситуации критиковать, делать замечания и требовать говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и своевременно помочь. При этом очевидно, что помощь родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно необходима.

Во-первых, мнение родителей наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, родители имеют возможность ежедневно закреплять полученные навыки в процессе ежедневного общения с ребёнком.

Таким образом, благодаря взаимодействию учителя-логопеда, педагога- психолога, родителей удаётся своевременно и качественно помочь детям преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.

 

Учитель-логопед
Адрес
Таганрог, ул. Дзержинского, 171-1
Часы приема и консультаций родителей
Часы приема: Понедельник 09:00-11:00, Среда 15:00-17:00
Заведующий: Каданова Татьяна Валерьевна
Телефон заведующего: +7 (8634) 60-17-54
График работы
Часы работы: 06:30 - 18:30
Перерыв: Без перерыва
Выходные дни: Суббота, Воскресенье
Телефоны
+7 (8634) 60-23-03
Кто пойдет?
Пока никто не отметился

Нет комментариев. Ваш будет первым!