Обогащаем словарь детей

Сегодня 13-31 января

 Обогащаем словарь детей.

 

учитель-логопед

Брындикова Наталья Адамовна

 

           Основная задача коррекционного воздействия на детей с речевыми нарушениями - научить их связно и последовательно выражать свои мысли, рассказывать о своих впечатлениях, эпизодах из окружающей жизни. Это имеет важное значение для будущего школьника.

          Обиходный словарь детей с речевыми нарушениями значительно беднее, чем у их сверстников, у которых речь в норме. Многие слова дети не могут назвать по предметным картинкам, хотя понимают их значение. Отдельные части предмета дети заменяют названием целого предмета (крыша-дом) или действия. Они заменяют слова, похожие по ситуации и внешним признакам (шьёт-пришивает).

           В словарном запасе недостаточно обобщающих понятий, почти нет слов-антонимов, мало синонимов. Например, описывая величину предмета, дети, как правило, пользуются только двумя понятиями: большой и маленький. Этими словами дети заменяют слова длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий.

          Также встречаются аграмматизмы при изменении окончаний существительных по родам и числам («много стулов, вёдров, утятков»; «стулы», «ведры», «домы»…); при согласовании числительных с существительными («два куклы, три яблок», «два ухи»…). Часто встречаются ошибки в употреблении предложных конструкций: опускание, замена предлогов.

          Устранение ошибок в речи возможно при помощи специальных упражнений. Эти упражнения несложные и родители самостоятельно могут их усвоить и заниматься с ребёнком.

           Важным условием полноценного развития ребёнка является создание мотивации общения, формирования желания рассказать о себе, о впечатлениях из жизни детского сада и семьи. Необходимо создавать благоприятное речевое окружение, хороший эмоциональный настрой.

          Лексические упражнения имеют большое значение в работе по формированию ориентации дошкольников в звучащей речи, так как активизируют их мыслительную и речевую деятельность, помогают правильно понять и употреблять термины «слово» и «звук».

          Чтобы поддерживать интерес к звучащему слову, расширять и обогащать словарный запас можно использовать следующие упражнения:

          Упражнения с существительными

Взрослый демонстрирует картинки, предлагает: придумай к ним название из одного слова («Дождь», «Зима», «Лес»).

Назови две картинки одним словом («Друзья», «Игра»).

Взрослый показывает игрушечного зайчика. Назови по-разному эту игрушку. (Зайчик, зайчишка, заинька, зайка и т.д.)

Придумай названия игрушек, в названиях которых слышится звук [Р]. (Пирамидка, робот, трактор, конструктор).

   

 

Упражнение с глаголами

«Подбери признак». Что умеет делать кошка? (Лакать (молоко), лазить (по деревьям), царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, стоять, бежать, ласкаться).

Что делает ветер? (Воет, дует, шумит, сбивает с ног, поёт, несёт).

А что умеет делать ветерок? (Ласкает, напевает, веет, шумит, дует).

Что делает щенок? (Спит, играет, ест, лает, ласкается). Что умеет делать щенок? (Спать, играть, есть, ласкаться, бегать, грызть (кость), гоняться (за кошкой), ласкаться). Как ведёт себя щенок, когда ему дают кость? (грызёт, наслаждается, рычит, радуется, торопиться). Что делает щенок, когда его берут на руки? (Прижимается, радуется, смотрит, зажмуривается, сопит).

В таких упражнениях вы употребляете, активизируете в речи детей глаголы, необходимые для характеристики явлений и действий предметов. Каждый ребёнок понимает их по-своему, подбирает подходящие слова и радуется, получает положительные эмоции от удачно подобранного слова.

    Упражнения с прилагательными

Предложить ребёнку пофантазировать: о чём можно сказать, употребляя слова: красная (звезда, ленточка), красный (лак, мяч, кубик), красное (платье, полотенце);

Длинная (коса, дорога), длинный (шарф, ремень), длинное (пальто).

Какими словами можно сказать про дерево? (Высокое, зелёное, тенистое, большое, молодое, могучее); каким может быть день? (солнечный, пасмурный, дождливый, удачный, скучный ит.д.)

Ответь одним словом, какой осенью лист на дереве. (Жёлтый, коричневый, золотистый, увядающий, опадающий).

Какие слова можно сказать о ребёнке, получившем мороженое? (Радостный, довольный, счастливый, весёлый).

Упражнения с наречиями

Взрослый уточняет у ребёнка: Как мчится тигр за своей добычей? (Быстро, стремительно), как передвигается улитка? (Медленно, спокойно, плавно).

Как вы празднуете день рождения? (Радостно, шумно, весело).

Упражнение на подбор родственных слов

Взрослый предлагает придумать: какие новые слова можно образовать от слов снег (снежок, снежинка, Снегурочка, снежный, снегирь), солнце (солнышко, солнечно, солнечное, солнечный, солнечная)?

Какие ты бы придумал клички коту, чтобы было понятно, что он пушистый? (Пушистик, Пушонок, Пушок).

Упражнение на сравнение предметов

Взрослый задаёт вопросы: На что похоже яблоко? (На мяч, шар, круг).

На что похож квадрат? (на книгу, шкаф, стол).

Продолжи предложение: красный, как…; добрый, как…

 

Учитель-логопед
Адрес
Таганрог, ул. Дзержинского, 171-1
Часы приема и консультаций родителей
Часы приема: Понедельник 09:00-11:00, Среда 15:00-17:00
Заведующий: Каданова Татьяна Валерьевна
Телефон заведующего: +7 (8634) 60-17-54
График работы
Часы работы: 06:30 - 18:30
Перерыв: Без перерыва
Выходные дни: Суббота, Воскресенье
Телефоны
+7 (8634) 60-23-03
Кто пойдет?
Пока никто не отметился

Нет комментариев. Ваш будет первым!