Урок №2. Давайте вместе!

13 февраля — 31 декабря

 

Уважаемые Родители, мы продолжаем курс заочных уроков общения с ребенком. На первом уроке (выпуск № 9) Вы познакомились с принципом - основой отношений с ребенком – безоценочном, безусловном его принятием. Мы говорили о том, как важно постоянно сообщать ребенку, что он Вам нужен и важен. Что его существование для Вас – радость.

 
Но сразу возникает вопрос: «Как быть, если ребенок делает «не то», не слушает и раздражается?»
Предлагаем Вам разобрать некоторые ситуации, в которых Ваш ребенок чем-то занят, что-то делает, по Вашему мнению, «не так», плохо, с ошибками.
Представьте себе картину: ребенок увлеченно возится с мозаикой. Получается у него не все, так как надо, мозаинки рассыпаются, перемешиваются, не сразу вставляются, да и цветок получается «не такой». И вот вы не выдерживаете: «Подожди, надо не так, а вот так!» но ребёнок недовольно отвечает: «Не надо, я сам!».  
Или другой пример. Однажды мать заметила, что её сын не так танцует, как бы ей хотелось, и сделала сыну замечание: «Ой, как у тебя получается неуклюже, надо бы вот так!» это был день рождения сына, и он в приподнятом настроении танцевал со всеми – как умел. После этих слов он сел на стул, обиделся и больше не выходил танцевать. Мать обиделась на его обиду. День рождения был испорчен.   
 
Помните, дети по-разному реагируют на родительские «не так»: одни грустнеют и теряются, другие обижаются, а третьи бунтуют: «Раз плохо, не буду вообще что-либо делать!»
Хотя реакции детей разные, но они говорят об одном, что детям не по нраву такое обращение. Почему?
Чтобы лучше это понять, давайте вспомним себя детьми. Как долго у Вас самих не получалось написать букву, ловко забить гвоздь или чисто помыть пол? Теперь эти дела кажутся нам простыми. 
Вспомните своих детей годовалыми, когда они только учились делать первые шаги. Вам в те моменты не приходило в голову поучать: «Разве так ходят? Смотри, как надо!» Или: «Ну-ка, повтори ещё раз, чтобы было всё правильно!»
Комично и нелепо? Но так же нелепы любые критические замечания, обращенные как к ребенку, так и к взрослому человеку. Которые учатся что-либо делать сами.
Как же научить, если не указывать на ошибки?
Знание ошибок полезно и необходимо, но указывать на них нужно с особой осторожностью:
________________________________________________________________________
* Гиппернрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как?
 
во-первых, не стоит замечать каждую ошибку;
во-вторыхошибку лучше обсудить потом, в спокойной обстановке, а не в тот момент, когда ребёнок увлечен делом;
и, наконецзамечание всегда надо делать на фоне общего одобрения.
 
И в этом искусстве стоит поучиться у самих детей. Спросите у своего ребенка, знает ли он о своих ошибках? Очень часто дети знают о них.
А как они к ним относятся? Оказывается терпеливее, чем взрослые. Почему?
Да потому, что ребенок уже доволен тем, что он сделал, что у него что-то получается. К тому же, он догадывается, что завтра получится лучше! Мы же, родители, замечаниями хотим скорее добиться лучших результатов, а получается совсем наоборот.
 
Надеемся, теперь Вы готовы принять правило, которым стоит руководствоваться в тех ситуациях, когда ребенок чем-то занят самостоятельно. Назовем его Правило № 1:
Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством Вы будете сообщать ребенку: «С тобой всё в порядке! Ты, конечно, справишься!»

Другое дело, если Ваш ребенок натолкнулся на серьёзную трудность, с которой он не может справиться.
Например, отец подарил сыну конструктор. Он обрадовался и сразу стал его собирать. Через 5 минут сын позвал отца: «Пап, у меня не получается, помоги!» отец ответил: «Ты, что маленький? Сам разбирайся!» Мальчик погрустнел, вскоре бросил конструктор, и с тех пор к нему не подходит.
Почему родители часто так отвечают? Скорее всего, из лучших побуждений. Они хотят приучить ребенка быть самостоятельным, не бояться трудностей.
Бывает и другое: некогда, неинтересно или родитель сам не знает, как надо.
Все эти «уважительные причины» и «педагогические соображения» препятствуют обучению и выполнению 
2 Правила:
Если ребенку трудно, и он готов принять Вашу помощь, обязательно помогите ему.
 
Лучше всего начать помогать ребенку со слов «Давай вместе!» эти волшебные слова откроют дверь в область новых умений, знаний и увлечений.
Правило 2 - не просто добрый совет. Оно опирается на психологический закон, открытый выдающимся психологом Львом Семеновичем Выготским. Он назвал его «зоной ближайшего развития ребенка». Мы глубоко убеждены, что каждый родитель должен непременно знать об этом законе. Расскажем о нем вкратце.
Известно, что для каждого ребенка существует ограниченный круг дел, с которым он может справиться сам. За пределами этого круга – дела, доступные для него только при участии взрослого или же недоступные вообще.
Например, дошкольник уже может сам застегнуть пуговицы, вымыть руки, убрать игрушки, но он не может хорошо организовать свои дела в течение дня. Вот почему в семье дошкольника так часто звучат слова «Пора», «Теперь мы будем», «Сначала поедим, а потом…»
 
Вот простая схема, изображающая зону ближайшего развития ребенка:
 

Один круг внутри другого: маленький круг – все дела, с которыми ребенок справляется сам, а зона между границами малого и большого круга – дела, которые ребенок делает только вместе со взрослым. За пределами большого круга – задачи, которые сейчас не под силу ни ему одному, ни вместе со старшими.
Л. С. Выготский показал, что по мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе с взрослым, а не тех, которые лежат за пределами наших кругов. 
Другими словами, завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал с мамой, и именно благодаря тому, что он это делал «с мамой». Зона дел вместе – это и есть зона ближайшего развития ребенка, его потенциал на ближайшее будущее.
А теперь представьте себе, что у одного ребенка эта зона широкая, так как родители с ним много занимаются, а у другого узкая потому, что родители часто предоставляют его самому себе. В результате, первый ребенок будет развиваться быстрее, чувствовать себя увереннее, успешнее и благополучнее, чем второй.
Вот мы и подошли к тому, чтобы записать Правило 2  целиком, с учетом знаний о зоне ближайшего развития ребенка.
Если ребенку трудно, и он готов принять Вашу помощь, обязательно помогите ему.
При этом:
1. Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.
2. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.
 
Теперь Вы, уважаемые Родители, знаете, как именно помогать ребенку в трудном деле. Следующий пример хорошо иллюстрирует смысл дополнительных пунктов Правила 2.
 
 
Многим из Вас, наверное, доводилось учить ребенка кататься на двухколесном велосипеде. Обычно начинается с того, что Вам приходится, схватив одной рукой руль, другой седло, удерживать велосипед в вертикальном положении. На этом этапе почти всё делаете Вы сами: Вы везете велосипед, а ребенок лишь неумело и нервно пытается крутить педали. Однако через некоторое время Вы обнаруживаете, что он начал сам выправлять руль, и тогда Вы постепенно ослабляете свою руку.
Еще через некоторое время оказывается, что Вам можно оставить руль и бежать сзади, лишь поддерживая седло. На конец, Вы чувствуете. Что можно временно отпустить седло, давая ребенку проехать самостоятельно несколько метров, хотя готовы подхватить его в любую минуту. И вот настает момент, когда он уверенно едет сам!
Если присмотреться к любому новому делу, которое дети осваивают с Вашей помощью, многое окажется похожим. Обычно дети активны, и постоянно стремятся взять на себя то, что делаете Вы. 
Стремление ребенка завоевывать всё новые «территории» дел очень важно, и его следует охранять как зеницу ока.
Мы подошли, пожалуй, к самому тонкому моменту: как уберечь естественную активность ребенка? Как не забить, не заглушить её?
Оказывается, родителей подстерегает здесь двойная опасность.
 
Опасность первая – слишком рано переложить свою часть на ребенка. В нашем примере с велосипедом это равносильно тому, чтобы уже через 5 минут отпустить и руль, и седло. В таких случаях неизбежное падение может привести к тому, что у ребенка пропадет желание садиться на велосипед.
Вторая опасность – наоборот, слишком долгое и настойчивое участие родителей, скажем так, надоедливое руководство в совместном деле. И снова наш пример помогает увидеть эту ошибку.
Представьте себе: родитель, держа велосипед за руль и за седло, бегает рядом с ребенком день, второй, третий, неделю…  . Научится ли тот ездить самостоятельно? Едва ли. Скорее всего, ему вообще надоест это бессмысленное занятие. А уж присутствие взрослого – непременно!


ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ
Задание первое.
Выберите круг дел, с которыми Ваш ребенок может справиться самостоятельно, хотя и не всегда совершенно. Постарайтесь ни разу не вмешаться в их выполнение. В конце одобрите старания ребенка, несмотря на их результат.

Задание второе.
Запомните 2-3 ошибки ребенка, которые Вам показались особенно досадными. Найдите время и подходящий тон, чтобы поговорить о них.
 
Задание третье.
Выберите какое-нибудь дело, которое не очень получается у Вашего ребенка. Предложите ему: «Давай вместе!» и  посмотрите на реакцию, если он проявит готовность, займитесь делом с ним вместе. Следите за моментом, когда можно ослабить Ваше участие, но не делайте этого слишком рано или резко. Обязательно отметьте первые самостоятельные успехи ребенка. Поздравьте его (а заодно и себя!).
 
Задание четвертое.
Выберите пару новых дел для самостоятельного выполнения ребенка и повторите ту же процедуру. Снова поздравьте с успехом его и себя. 
 
Задание пятое.
Обязательно в течение дня поиграйте, поговорите с ребенком по душам, чтобы время, проводимое с Вами, было для него положительно окрашено.
 
 
Педагог-психолог
Адрес
Таганрог, ул. Жуковского, 3
Часы приема и консультаций родителей
Часы приема: Ежедневно 10:00-12:00
Заведующий: Захарова Марина Александровна
Телефон заведующего: +7 (8634) 39-59- 41
График работы
Часы работы: 06:30 - 18:30
Выходные дни: Суббота, Воскресенье
Перерыв: Без перерыва
Телефоны
+7 (8634) 33-45-24
Кто пойдет?
Пока никто не отметился

Нет комментариев. Ваш будет первым!