КОНСУЛЬТАЦИЯ Обучение чтению

Сегодня 29 ноября — 27 декабря

 02.12.2019г.

учитель-логопед МБДОУ д/с № 93

Брындикова  Наталья Адамовна

 

 

 

Прежде, чем научиться читать, ребенок-дошкольник должен уметь выполнять звуковой анализ слов, т.е. уметь назвать последовательность звуков, из которых составлено слово. Ребенок 6-7 лет  вслушивается не в фонемы (звуки), а зрительно представляет себе буквы, которыми пишут это слово. А 5-летний ребёнок воспринимает все по-другому. Поэтому, воспользовавшись речевой особенностью 5 летнего ребенка,  необходимо научить его элементам грамоты, создающим фундамент фонетики, морфологии русского языка.

Начинать предлагается  с игр, способствующих переключению  внимания детей со смысловой стороны слова на звуковую. 

    I   этап - определение наличия звука в слове.

Какую песенку поет ветерок? Ш - ш - ш - ш. Послушаем песенку ветерка в других словах: « ш - ш – шапка », "ш-ш-шуба". А в слове «собака» есть песенка ветерка? Нет.

    II   этап - назвать последовательность звуков слове, в таком порядке, в котором они в этом слове находятся. Такое умение определять последовательность звуков  в слове, умение выделять их в слове и есть основа грамотного письма. 

    III этап - обозначать слова в виде схемы.

Для начала предлагается картинка с односложным словом (из 3 звуков) с изображением предмета, внизу клеточки по количеству звуков слове.  Например, слово «Сок». Сколько клеточек? (Три) Значит, столько звуков в этом слове?

Затем произносим последовательно звуки и постепенно, когда проговариваем, закрываем фишками каждый звук. Необходимо иметь несколько карточек для анализа трех звуковых слов, например: лук, дом, сот, кот, сук, лес, рот, нос.

На каждом занятии необходимо разбирать не более 2 слов. При анализе этих слов желательно использовать разные способы: сначала просто разобрать слово, затем предложить убрать фишки со схемы, в соответствии с называемыми звуками. Можно назвать звуки последовательно, или например, первый, а затем последний звук. Такие задания вызывают интерес у детей к слову, побуждают их к повторному выполнению звукового анализа слова по схеме, желание поиграть со словом. При обучении детей элементам грамоты полезно включать такие задания, которые  развивают у дошкольников  мыслительные операции - сравнение, сопоставление, анализ, синтез.

Назови одинаковые звуки и слова «дом», «мак», какими звуками отличаются слова «дом», «дым». 

    4 этап - дифференциация гласных и согласных звуков.

Подвести ребёнка к тому, что звуки бывают гласные и согласные.

Обратить внимание ребенка на то, что гласные звуки мы произносим свободно и можем долго тянуть и петь, а при произнесение согласных нам всегда что-то мешает: губы или язык. называем, что гласные звуки обозначаются красными фишками , а согласные - синими.

 

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать.

 

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

 

Ссс... — змеиный слышен свист.

Шшш... — шуршит опавший лист.

Жжж... — шмели в саду жужжат.

Ррр...  — моторы тарахтят.                                     (Валентин Берестов)

 

Также подводим к тому, что согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми. Мягкие согласные обозначаются зелеными фишками, твердые - синими.

Например, слово «Нина». Назови гласные. Какие согласные? Похожи здесь звуки или нет?

Теперь все гласные обозначаем красным цветом. Сначала используем слова без стечения согласных и гласных звуков, с открытыми слогами: шуба, лиса, сани, гуси, весы,  и т. д. Затем предлагаются более сложные слова: стул, стол, куст, аист, паук и т.д. Когда  ребенок научиться свободно выполнять звуковой анализ слов из 4-5 звуков, схемы можно убрать, а слова удлинить до 6 звуков. Конечно, не забываем, что проводить все  это необходимо в игровой форме. Только после, того как ребенок хорошо начал ориентироваться в звуковой стороне речи, знакомим его с буквами, не забывая напомнить о том, что звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем.

Вот теперь можно начинать читать. 

Учитель-логопед
Адрес
Таганрог, ул. Дзержинского, 171-1
Часы приема и консультаций родителей
Часы приема: Понедельник 09:00-11:00, Среда 15:00-17:00
Заведующий: Каданова Татьяна Валерьевна
Телефон заведующего: +7 (8634) 60-17-54
График работы
Часы работы: 06:30 - 18:30
Перерыв: Без перерыва
Выходные дни: Суббота, Воскресенье
Телефоны
+7 (8634) 60-23-03
Кто пойдет?
Пока никто не отметился

Нет комментариев. Ваш будет первым!