Консультация для родителей «Обучение детей пересказу»

Сегодня 26 июня — 10 декабря

Очень часто мы с Вами сталкиваемся с проблемой: наш малыш что-то очень долго и эмоционально рассказывает, но речь его бессвязна, нелогична, мысли «прыгают», как белки. Никак не удаётся «поток сознания» оформить в связный грамотный рассказ. А ведь в школьном обучении ему просто необходима способность связно, логично выражать свои мысли.

Как вы можете помочь ребёнку?

Процесс обучения детей рассказыванию длительный и трудоёмкий. Обязательно постоянно общайтесь с ребёнком, ведь из речевой пустоты родится такая же пустота. При этом очень важна Ваша эмоциональность и заинтересованность: в словах, в глазах, в позе, весь Ваш вид должен показывать, как Вам нравится общение с ним.

Как заинтересовать ребёнка?

Используйте то, что нравится ему – игру и сказку!

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.

Начиная работу, следует помнить, что основная форма речи малышей – диалог, монологическая форма не развита. Поэтому предоставьте ему возможность договаривать Ваши предложения, помогайте наводящими вопросами.

Для детей младшей и средней групп обязателен образец взрослого.

Со средней группы начинается работа с планом, это могут быть:

• опорные картинки,

• схемы,

• пиктограммы.

План несколько раз обговаривается с ребёнком.

С детьми старшей группы план обязателен, составляется вместе с детьми.

Дети подготовительной группы могут составить план самостоятельно.

Виды рассказывания:

• Рассказывание с использованием предметов и игрушек.

• Рассказывание по картине.

• Рассказывание из личного опыта.

• Рассказывание с опорой на готовый текст.

• Творческое рассказывание.

Описательные рассказы с использованием предметов и игрушек, доступны даже детям младшего возраста. Главное условие – предмет должен быть хорошо знаком и вызывать положительные эмоции. Поэтому сначала необходимо побеседовать с ребёнком, рассмотреть предмет, поиграть с ним, может быть даже попробовать «на зубок». С малышами хорошо работает приём «рисование глазами»: «что вижу – то и говорю». Неинтересно? Поиграйте! Например, игрушечный медвежонок спорит: «Малина синяя!» Ребёнок отвечает: «Нет, малина красная». С детьми постарше можно сравнить два предмета: «У меня кружка зелёная, а у тебя?», поиграть в игру «Угадай по описанию», «Угадай на ощупь», придумать разные способы применения предмета.

Примерный план описательного рассказа может быть таким:

- Что это? Какое это? Где бывает? Для чего?

Рассказы по картине (серии картин). Малышам нужно предлагать картины с крупно нарисованными предметами, количество предметов должно быть небольшим (1-3). Для детей старшего возраста можно использовать сюжетные картины, пейзажи. Начинаем работу с беседы – игры. Возьмите с ребёнком «волшебный бинокль» (сложенные ладони, рассмотрите детали картины. Предложите показать без слов предметы, находящиеся на картине (например, дерево, дом, лыжник, кошка, у Вас получится игра «Кто (что) это?». Попробуйте упражнение «Я попал в картину», пусть ребёнок расскажет свои ощущения, действия; предложите придумать «продолжение»: что в картине произойдёт дальше? Используйте в играх игрушечных героев – пусть они тоже будут участниками (может быть, специально говорящими неправильно). Обязательно обратите внимание на использование прилагательных (игра «Какой»). Предложите ребёнку высказать своё отношение к картине, объяснить, почему он так думает. Придумывая рассказ по серии картин, можно не пользоваться планом – им станут сами картинки. Ребёнок должен правильно распределить их по развитию сюжета, может придумать «не нарисованное» начало и конец, дать имена героям, порассуждать, что он бы сделал в этой ситуации.

Рассказы из личного опыта. Самые сумбурные и непоследовательные, ведь так хочется поскорей поделится интересным событием! Внимательно выслушайте весь эмоциональный поток, и предложите ответить на вопросы кукле (машинке, солнышку, ветру). Ведь они хотят узнать подробности! После беседы и игр предложите ребёнку рассказать по плану, а чтобы было интереснее, пусть это будет рассказ по телефону или интервью с самым настоящим микрофоном.

Рассказы с опорой на готовый текст. В качестве словесной основы может использоваться Ваш пересказ сказки или чтение литературного произведения. Готовый текст является, по сути образцом рассказа для детей. Поиграйте! Ведь для полноценного овладения рассказыванием большую роль сыграют различные зрелища: целесообразно использовать в качестве подсказки жест, мимику, демонстрирующие действия, наводящие вопросы.

Отдельные эпизоды рассказа могут воспроизводиться детьми в форме элементов драматизации. Подобные приемы помогают лучшему запоминанию и воспроизведению прослушанного текста. Элементы драматизации позволяют детям углубить отношение к героям, прочувствовать их настроение.

Драматизация сказки (рассказа, стихотворения) с помощью кукольного, теневого, настольного театра, фланелеграфа и др. создает необходимый эмоциональный настрой, способствует развитию интереса, а также лучшему запоминанию их, пробуждает в ребенке желание передать свои впечатления.

Выберите произведение. Поскольку дети не обладают богатым литературным багажом, предложите ребенку известные и неизвестные сказки, умело направляя процесс поиска.

Представьте, какой он – сказочный герой? Это может быть портрет героя (описать, как выглядела «Красная шапочка») или зарисовка места действия (в каком лесу заблудилась Машенька). Поскольку личный опыт детей еще не велик, корректируем и помогаем, подсказываем наиболее яркие индивидуальные черты, особенности персонажа. В этом помогают:

• Этюды на мимику. Предложите ребенку показать, как «Заяц испугался», или «Обиженный заяц», «Смелый ежик», «Злые волк и медведь», «Хитрая лиса» и т. д.

• Этюды на движение. Например: «Лиса идет» - пройти на «мягких лапках». «Спаси зайчика», «Вкусное варенье», «Пляска зверей», «Пчелы трудятся», «Косим сено», «Поедем на автобусе» и т. д.

Выбор роли. Дайте ребенку попробовать себя во всех ролях – одушевленных и неодушевленных. В процессе исполнения ребенок сам оценивает себя.

Создание пространства. Нужно совместно “обжить” с детьми пространство. Подготовить элементы декорации, реквизит, элементы костюма.

Так дети приобретут самый первоначальный опыт рассказывания в лицах, они познакомятся с изложением текста от первого лица — от лица героя.

Творческие рассказы. Рассказы о вымышленных событиях. Под творческим рассказыванием понимают деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенных, облеченных в определенную словесную форму. Реалистический рассказ отражает существующие в природе предметы и явления, хотя в личном опыте ребенка они не встречались. Сказки чаще всего представляют собой отражение художественного опыта, накопленного детьми при восприятии и пересказе народных и литературных сказок. Дети могут сочинять также и небылицы. Творческими могут быть сочинения не только повествовательного, но и описательного характера.

Помните! Усвоение детьми связных форм высказываний — процесс постепенный и достаточно сложный. Успешно он протекает под руководством и родителей, и педагогов, которые помогают им овладевать этими навыками как на специально организованных занятиях, так и в процессе повседневной жизни.


Консультацию подготовила: Гончарова Наталья Георгиевна

воспитатель высшей категории

 

2-я младшая группа
Адрес
Таганрог, пер. Редутный, 4-1
Часы приема и консультаций родителей
Часы приема: Четверг с 15:00 до 18:00
Заведующий: Кобцева Марина Наумовна
График работы
Часы работы: 06:30-18:30
Выходные дни: Суббота, Воскресенье
Перерыв: Без перерыва
Телефоны
+7 (8634) 31-76-07
В интернете
Кто пойдет?
Пока никто не отметился

Нет комментариев. Ваш будет первым!