Консультация для родителей «Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»

05-30 ноября

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов формирования произносительной  системы родного языка у детей с различными расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Можно выделить основные проявления, характеризующие это состояние.

1.     Недифференцированное  произношение пар или групп звуков.

 В этих случаях один и тот же звук может служить для ребёнка заменителем двух или даже трёх других звуков. Например, мягкий звук [ТЬ] произносится  вместо звуков [СЬ],[Ч],[Ш] («тюмка», «тяска», «тяпка», вместо «сумка», «чашка», «шапка»).

2.     Замена одних звуков другими.

  Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, и представляющими поэтому меньшую произносительную трудность для ребёнка. Обычно звуки, сложные для произношения, заменяются более лёгкими, которые характерны для  раннего периода речевого развития. Например, звук [Л] употребляется вместо звука [Р]. У некоторых детей  целая группа свистящих и шипящих звуков может быть заменена звуками [Т] и [Д] («табака», вместо «собака»)

3.     Смешение звуков.

Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребёнок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам.

  Подобный характер нарушений звуковой стороны речи должен насторожить воспитателя и родителей, так свидетельствует  о недоразвитии фонематического слуха (способность различать фонемы(звуки)).Существует система приёмов, помогающих в таких случаях определить степень его несформированности.

Это задания типа:

- определить разницу между правильным и неправильным произношением звука в собственной и чужой речи. Нередко дети не улавливают различия между своим неправильным произношением и произношением окружающих. Это происходит из-за ослабленного слухового контроля.

- воспроизвести за взрослым 3-4 слоговых сочетания из лёгких для произношения звуков типа па-по-пу; па-ба-па. Затруднения при воспроизведении вызываются неправильным восприятием слогов с оппозиционными звуками и слабым различением последовательности звуков.

- выделить определённый звук из цепочки «звуков».

- выделить слог с определённым звуком из ряда слогов (например, слог СА из слогов ЗА, ША, СА, ЧА, ЖА, СА и др.).

- определить наличие звука в слове (например, звук [С] в словах «санки», «шуба», «зонт», «нос», «щука».) В подобных заданиях от ребёнка не требуется произнесения звука, так как это может его затруднить. Важно выяснить состояние восприятия речевых звуков, поэтому ребёнок реагирует определённым действием (поднимает руку, фишку, картинку), если услышит заранее обусловленный звук.

      Названные задания позволяют с большей определённостью выяснить возможности восприятии звуков дефектных в произношении.

   Важно обратить внимание на состояние  восприятия тех звуков, которые ребёнок произносит достаточно правильно. Нередки случаи, когда нарушается или не развивается  в должной степени восприятие так называемых «сохранных» звуков (т.е. произносимых с соблюдением необходимого артикуляционного уклада).

     У детей, входящих в эту группу, при внешне благополучном произношении наблюдаются значительные затруднения в восприятии звуков, которые без внимательного изучения могут остаться  незамеченными. Именно такие дети часто неожиданно для окружающих оказываются неуспевающими по письму и чтению.

    Недоразвитие фонематического слуха отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов.

 Такие дети затрудняются:

а) в выделении первого гласного, согласного звука (называют ил первый слог или всё слово).

б) в подборе картинок , включающих данный звук.

в) в самостоятельном придумывании и назывании слогов с заданным звуком.

    Своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, проведение специально организованного обучения позволяет не только исправить речевой дефект, но и полностью подготовить их к обучению в школе.

        

учитель-логопед МБДОУ д/с № 93

                                                                      Брындикова  Наталья Адамовна

 

Учитель-логопед
Адрес
Таганрог, ул. Дзержинского, 171-1
Часы приема и консультаций родителей
Часы приема: Понедельник 09:00-11:00, Среда 15:00-17:00
Заведующий: Каданова Татьяна Валерьевна
Телефон заведующего: +7 (8634) 60-17-54
График работы
Часы работы: 06:30 - 18:30
Перерыв: Без перерыва
Выходные дни: Суббота, Воскресенье
Телефоны
+7 (8634) 60-23-03
Кто пойдет?
Пока никто не отметился

Нет комментариев. Ваш будет первым!