«Что такое «привязанность» и зачем она нужна?

04-29 февраля

Родительский инстинкт. Мы все — прирождённые родители. Природа не надеялась на нашу сознательность, поэтому заложила в нас целую побудительную систему: дети вызывают у нас не только восторг, но и тревогу, волнение, мы постоянно инстинктивно краем глаза следим за ребенком, с трудом выносим детский плач и готовы отказывать себе в чем-то ради благополучия малыша.

Донашивание. В природе есть животные, которые через несколько минут после рождения встают на ножки. Они готовы бежать вместе с мамой в табуне или стаде, плыть в море вместе с другими рептилиями и т.д. Человек, в отличие от этих крепышей, рождается на свет еще совершенно не готовым к жизни. Он не может даже сообщить о своих ощущениях, а значит, родители постоянно должны угадывать его потребности: успокаивать, кормить, дарить тепло и нежность. Стадия донашивания требует полного включения в ребенка, поэтому практически во всех древних цивилизациях было принято освобождать новоиспеченную маму от всех дел и давать ей спокойно выкормить и выходить ребенка в первые месяцы.

Первые месяцы. В самом начале мало какая мама хочет отдохнуть от малыша. Она вся растворена в нем, сконцентрирована на его состоянии, просыпается от малейшего кряхтения, кормит - и сама забывает поесть, укачивает - и хронически не высыпается. При этом чувствует себя вполне счастливой, пока не грянет гром хронической усталости. Так вот, чтобы этот гром не грянул, родственники молодой мамы должны позаботиться о ней, пока она заботится о ребенке. Если вы заметили, что она не высыпается, плохо ест, у нее болит спина, не ждите, пока она сама попросит о помощи, предложите помощь сами.  

Круг привязанностей. Постепенно ребенок растет и начинает обращать внимание на внешний мир. Он активно общается, интересуется всеми окружающими, не хочет оставаться один, ищет взглядом родителей.  Так формируется круг людей, которым он доверяет и от которых готов принимать их внимание и заботу. Уже к году у ребенка формируется четкое разделение всех окружающих на своих и чужих, и удобнее всего, чтобы те, с кем будет проводить время ребенок в отсутствие родителей, оказались для него «своими», успели обрести доверие малыша.

Паника привязанности. О ней много говорят и пишут, поэтому опустим подробности. Повторим главное:

·                Если ребенок двух лет шел с папой и/или мамой по парку и вдруг - оп! - важный для него взрослый человек куда-то делся, ребенком это расценивается как реальная угроза жизни. Поэтому карапуз стоит один на дороге и громко плачет, призывая родителей (кстати, отличный способ найтись). Рецепт: найти, посочувствовать, обнять, не ругать и не обещать ничего плохого («Я тебя потеряю!», «Ты меня не увидишь!», «Сейчас уйду!» и т.д.). Дитя и так в панике, пожалейте его психику.

·                Если ребенок трех, четырех, пяти лет просыпается ночью и пугается, что рядом никого нет - это тоже опасная для него ситуация незащищенности, угрозы и потери веры в окружающий мир. Рецепт: отзываться, приходить, напоминать о себе, а не ждать, пока ребенок устанет рыдать и уснет безутешным.

Другие опасные моменты для ребенка:

·                     Когда родитель не справляется с жизнью (депрессия, усталость, стресс, потеря контроля).

·                     Когда родитель дает понять, что он недоволен ребенком или что такой ребенок ему не нужен (бьет, обижает, оскорбляет, игнорирует). Это разрыв контакта, потеря почвы из-под ног и утрата крепкой привязанности. Нашим детям это не нужно, правда, же?

А вот грустить, огорчаться, сердиться, получать от мамы вежливый отказ, видеть, что не все твои желания угадываются и не все прихоти выполняются — это вполне нормально и даже необходимо для развития ребенка. Исследования показывают, что, если малыш получает отклик хотя бы на половину призывов и если угадывается хотя бы половина его запросов, у него есть все шансы, вырасти психически благополучным человеком. Поэтому мамам можно не требовать от себя совершенного перфекционизма, достаточно просто стараться и слушать желания малыша.

Итак, с привязанностью все более или менее ясно. Но это только половина дела! Ждем вас на следующих лекциях марафона, чтобы выяснить множество других нюансов, создающих плавный и радостный вход в материнство.

 

По материалам лекции Л. Петрановской

 

Специалист: педагог-психолог
Адрес
Таганрог, ул. Лизы Чайкиной, 59
Часы приема и консультаций родителей
Часы приема: Понедельник 08:00-11:00, Среда, Пятница 15:00-18:00
Заведующий: Поршнева Тамара Михайловна
Телефон заведующего: +7 (8634) 60-03-94
График работы
Часы работы: 06:30 - 18:30
Выходные дни: Суббота, Воскресенье
Перерыв: Без перерыва
Кто пойдет?
Пока никто не отметился

Нет комментариев. Ваш будет первым!